После объявления Путиным плана по внесению изменений в Конституцию Россия еще глубже погрузилась в болото авторитаризма. Никого в мире эта новость не обрадовала, но в особенности плоха она для российских граждан, которых отбросило еще на несколько десятилетий от демократии. Путину 67 лет, а значит, он, как «царь», может править еще два — три мрачных десятилетия.
После двух десятков лет правления Россией Владимир Путин приступил к формальному процессу, цель которого — обеспечить ему пожизненную власть. Россия стоит на пороге конституционных изменений: позиция президента ослабнет, президентский мандат будет даваться только на два срока подряд, возрастет роль премьера и главы Государственного совета, неконституционного органа, который до сих пор консультировал президента. И хотя прямо Путин об этом не сказал, в целом ясно, что он переместится на пост премьер-министра или главы Государственного совета, так как в 2024 году заканчивается его четвертый президентский срок.
Предложив в послании о состоянии страны конституционные изменения, Путин мгновенно развеял все сомнения вокруг возможных амбиций Дмитрия Медведева, бывшего президента и премьера, стать преемником. Медведев был вынужден подать в отставку вместе со всем своим правительством. Мол, спасибо, в ваших услугах мы больше не нуждаемся. В качестве нового премьера Путин предложил главу налоговой службы Михаила Мишустина, серого бюрократа, о котором даже в России мало кто слышал. Путин решительно расчистил себе путь, и теперь все готово для следующего акта его автократического правления.
Во власти пожизненно
Никого из тех, кто следит за Россией, не удивляет, что Путин планирует остаться у власти пожизненно. Однако его недавние решения и поступки застали врасплох многих и в России, и в мире. Путин хозяйничает в Кремле еще с 1999 года, но до сих пор он не считал необходимым или уместным вносить изменения в Конституцию, которые позволили бы ему сохранить власть до самой смерти. Кстати, однажды он даже посмеялся над российской Конституцией, комично поменявшись местами с Медведевым.
Современная Конституция ограничивает президента «двумя мандатами подряд», но не оговаривает, сколько таких «мандатов подряд» может быть. Поэтому в 2008 году Путин стал премьером, а Медведев — президентом. Через четыре года, все вернулось на круги своя: Путин снова стал президентом, правда, продлив себе президентский мандат до шести лет. В 2018 году его выбрали президентом в четвертый раз, и его президентский срок закончится в 2024 году.
Новый русский царь
Вопрос о «наследовании», а лучше сказать, неизвестность, царящая вокруг того, как Путин обеспечит себе непрерывную власть, играют важную роль в российской политической системе на протяжении двух последних десятилетий. Предложенные изменения в Конституции подсказывают, как Путин тайно укрепит свою автократическую власть в России.
Путин не сразу решился на подобную конституционную реформу. Он задумался о ней только после того, как провалилась его попытка стать новым «русским царем», то есть занять место президента Союза России и Белоруссии. В конце прошлого года путинскую инициативу начали активно претворять в жизнь, но неоднократные переговоры с Александром Лукашенко об объединении двух государств провалились, поскольку белорусский диктатор явно не хотел идти на понижение и становиться губернатором в какой-нибудь российской области.
Шантаж Белоруссии
Москва продолжает оказывать давление на Минск. Новый год начался с шантажа: Москва пригрозила остановить поставки российского газа. Но Путин, по-видимому, осознал, что очередное расширение российских границ на запад не пойдет гладко, а кроме того, нежелательны и изменения в Конституции из-за нового государственного образования, в которое вошла бы Россия. Но протестующим в Минске, которые уже несколько недель собираются и скандируют: «Белорусы не русские», — рано расслабляться. Расширение российской «сферы влияния» в Европе — неизменная цель автократа из Кремля, который так и не смирился с историческим поражением Советского Союза и утратой лагеря, в котором русские солдаты свободно перемещались в сердце Центральной Европы.
Развал Советского Союза — величайшая геополитическая трагедия ХХ века, как в свое время заявил Путин и сделал все возможное, чтобы распространить российское влияние как можно дальше на запад. Оккупировав Крым и взяв под контроль восток Украины, он теперь занялся Белоруссией — страной без других союзников, которая даже не входит в Совет Европы (кстати, это единственная европейская страна, не являющаяся его членом). И нет никого, кто бы защитил ее от давления Путина, который хочет подчинить ее своим интересам.
Наследника нет
Изменения в российской конституции — это первый этап путинской кампании, цель которой — обеспечить ему власть навсегда. Аналитики точно не знают, на что именно Путин сделает ставку — на конвенциональное решение в виде места премьера, который примет на себя большую часть прежних полномочий президента, или на место главы Государственного совета, которое позволило бы ему управлять Россией из-за кулис. По-моему, более вероятна позиция премьер-министра, так как эта должность сопряжена с участием в событиях на внешнеполитической арене, а для Путина это исключительно важно. Правда, не стоит отдельно говорить об изобретательности путинских законодателей, которые теоретически могут сделать Государственный совет главным органом во внешней политике.
Все это задумано для того, чтобы Путину было как можно проще остаться у власти после 2024 года. Предположения о том, что российский автократ выберет себе наследника и в ближайшие годы будет готовить его к передаче власти, рухнули после двух событий: отставки правительства Дмитрия Медведева и назначения малоизвестной бюрократической мыши новым премьером. Тем самым Путин не только дал понять, что «наследника» не будет, но и навсегда выбросил «из игры» Медведева, наиболее вероятного кандидата в «преемники» хозяина Кремля.
Кстати, заявленная конституционная реформа предполагает и то, что президентом России сможет стать только тот, кто проживал в России не менее 25 лет. А это также исключает из борьбы самого опасного оппозиционного конкурента Путина Алексея Навального. Он уезжал из России на учебу в американском Йеле.
Почему именно сейчас?
Подобное развитие событий было почти неизбежно. Путин, бесспорно, является автократом, который правит в России твердой рукой, устраняет оппозиционных лидеров и журналистов, оккупирует соседние государства, убивает эмигрировавших диссидентов боевыми веществами и держится во власти благодаря государственным репрессиям и контролю над СМИ. Вопрос, почему Путин сделал это именно сейчас?
Трагедия для демократии
Подобное развитие событий — трагедия для демократических перспектив России, страны, где почти никогда не было власти ответственной перед гражданами. Оставим в стороне короткий срок правительства Александра Керенского после Февральской и до Октябрьской революции 1917 года, и правление президента Бориса Ельцина в 90-х, когда российская экономика падала из-за провала советского экономического и политического эксперимента. В остальное время Россия демократию не выбирала.
Путин пришел к власти в 1999 году в ходе переворота, устроенного спецслужбой ФСБ (бывший КГБ) против больного, старого, пьющего и беспомощного президента Ельцина. Свою власть Путин укрепил с помощью ряда терактов в трех российских городах в 1999 году, из-за которых страна оказалась на грани чрезвычайного положения и народ оказал прежде неизвестному сотруднику спецслужб из Санкт-Петербурга поддержку, необходимую для победы на президентских выборах. До сих пор неясно: это ФСБ просто позволила чеченским террористам совершить теракты, которые пошли Путину на пользу, или сама спецслужба участвовала в их организации. Тех, кто хотел рассказать об этом, в частности Александра Литвиненко, Путин ликвидировал за рубежом чаем с радиоактивным полонием.
Абсолютная власть
После того как он укрепил свою власть, Путин использовал российские нефтяные богатства, чтобы стабилизировать экономику и одновременно превратился в самого видного мирового автократа. Его власть не оставляет после себя побежденных противников — она их убивает, как, например, журналистку Анну Политковскую и оппозиционного лидера Бориса Немцова. Путин послал войска, чтобы вторгнуться и оккупировать Грузию, Молдавию и Украину. Он нанес парализующие кибер-удары по Эстонии, попытался ликвидировать главу Черногории, подстрекает русское меньшинство в прибалтийских странах и вообще занимает воинственную позицию в отношении Европейского Союза и Запада.
Он придерживается мнения о том, что «либеральная идея изжила себя», и в связи с этим находит идеологических союзников во многих государствах, начиная с Китая (его глава Си Цзиньпин недавно проделал нечто похожее для обеспечения себе пожизненной власти) и заканчивая некоторыми странами, которые традиционно испытывали неприязнь к России, а теперь идеологически близки к путинизму. Например, это Венгрия, Польша и Турция.
После объявления Путиным плана по внесению изменений в Конституцию Россия еще глубже погрузилась в болото авторитаризма. Никого в мире эта новость не обрадовала, но в особенности плоха она для российских граждан, которых отбросило еще на несколько десятилетий от демократии. Авторитарные режимы объединяет страх перед собственными гражданами и дефицит легитимности, с этим связанный. Похоже, Владимир Путин нашел способ, чтобы, по крайней мере на какое-то время, обойти эту проблему и подчинить Россию своей постоянной абсолютной власти. Путину 67 лет, а значит, он, как «царь», может править еще два — три мрачных десятилетия.