Лидеры 40 с лишним стран и 800 гостей в Иерусалиме услышали из уст руководителя Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» Моше Кантора, что страной с самым низким уровнем антисемитизма стала сейчас… Россия.
Российский олигарх, который уже 13 лет занимает пост президента Европейского еврейского конгресса, а одновременно возглавляет Фонд «Всемирный форум памяти Холокоста», выступавший одним из организаторов мероприятий в Иерусалиме, предостерег, что антисемитские настроения в мире усиливаются. Также он привел пять примеров успешной борьбы с этим явлением, назвав Германию, которая приняла закон против разжигания ненависти в интернете; Соединенные Штаты, ограничивающие финансирование университетов, которые не борются с антисемитизмом; Францию, запретившую бойкотировать людей по национальному признаку, и Великобританию, выступающую образцом того, как следует противостоять антисемитизму.
На первом месте оказалась России, где «благодаря бескомпромиссной политике» наблюдается «возможно, самый низкий уровень антисемитизма». Выступление Кантора соответствует официальной позиции РФ, которая гласит, что евреям живется там хорошо и руководит ей президент-филосемит. Во время недавнего миграционного кризиса в Европе Путин приглашал евреев в Россию, говоря: «Пусть приезжают к нам. Из Советского Союза они уехали, а сейчас могут вернуться».
В образе страны, в которой не отмечаются серьезные проявления антисемитизма, изображают Россию также публиковавшиеся в последние годы исследования общественного мнения. Чаще всего в этом контексте упоминают опросы, которые проводились по заказу Российского еврейского конгресса в 2016 и 2018 годах, ежегодный опрос Центра Кантора в Тель-Авиве и регулярные опросы «Левада-Центра». Все они демонстрируют, что там, конечно, есть антисемиты, но российское государство нельзя назвать антисемитским.
Страна антисемитов, но не антисемитизма
Организации, следящие за ситуацией в мире, регулярно критикуют разные страны за недостаточно активную борьбу с антисемитизмом, при этом посвященный России раздел в последнем докладе Центра Кантора звучит успокаивающе: «Антисемитских инцидентов в 2018 году не зафиксировано». Несколько более детальную картину представляет доклад, подготовленный в 2018 году по заказу Российского еврейского конгресса в сотрудничестве с «Левада-Центром». Часть вопросов, которые задали российским евреям, были взяты из исследования, проведенного в восьми странах (Франция, Великобритания, Германия, Бельгия, Швеция, Италия, Венгрия, Латвия) Агентством ЕС по основным правам.
Рост антисемитских настроений отметили 76% респондентов в этих государствах и лишь 17% в России. Исследование показывает, что российские евреи более терпимо относятся к проявлениям антисемитизма. Например, антисемитские граффити в Европе назвали очень серьезной проблемой 15% опрошенных, а в России 4%. Достаточно серьезной проблемой — 30% и 16% соответственно, а не считают их проблемой 9% европейских респондентов и 36% российских.
Аналогичный уровень терпимости участники исследования продемонстрировали к агрессии в отношении евреев в общественных местах. Очень серьезной проблемой ее назвали 24% респондентов в Европе и 10% в России, достаточно серьезной — 30% и 15% соответственно. Не видят в ней проблемы 34% опрошенных из РФ и 9% европейских стран. Российские евреи подчеркивали, что сложности у них возникают, скорее, с условиями жизни в целом. В списке проблем они поставили антисемитизм на шестое место после коррупции, преступности, безработицы, незаконной миграции и расизма.
Следствие затяжных проблем
Напрашивается вопрос, почему в стране с исключительно богатым опытом в сфере антисемитизма, наблюдается такой низкий уровень антисемитских настроений? В царской России были выделены территории, на которых разрешалось селиться евреям, а власти не реагировали на погромы. Самый масштабный произошел в Кишиневе в 1903 году, в то же время были опубликованы «Протоколы сионских мудрецов». Очень скоро выяснилось, что это фальшивка, однако, документ продолжает до сих пор бередить умы людей, верящих в «мировой заговор евреев».
При коммунистах евреи получили статус самостоятельной национальной группы, однако, подвергались преследованиям, которые не ограничивались одним только «делом врачей» 1952-1953 годов. С одной стороны, российские власти хвалятся тем, что советская армия освободила концлагерь Аушвиц-Биркенау, а Москва вместе с Вашингтоном первой признала еврейское государство в 1948 году, но с другой — в период холодной войны СССР поддерживал на Ближнем Востоке в первую очередь антиимпериалистические и антисионистские движения, а евреям, которые жили на советской территории, не позволяли массово эмигрировать. Такую возможность они получили только во время горбачевской перестройки.
Сейчас 1,5 миллиона иммигрантов в Израиле — это русскоязычные евреи, приехавшие с постсоветского пространства. Их решение о переезде было мотивировано, скорее, экономическими, а не религиозными соображениями. Еврейское самосознание — это лишь пятая причина эмиграции после стремления вести достойную жизнь, обеспечить будущее детям, пожить в цивилизованных условиях или воссоединиться с семьей, а также сомнений в том, что политическая и социальная обстановка в России улучшится.
Евреи продолжают активно уезжать из РФ в Израиль, в последние годы их доля от всех новых иммигрантов составляла более 50%. В этом плане они опережают евреев из Европы. Иными словами, рост уровня антисемитизма ощущают жители европейских стран, а эмигрируют граждане России.
Чаще всего низкий уровень антисемитских настроений в этой стране объясняют именно фактором эмиграции. Согласно официальным данным, из 1,3 миллиона евреев, которые жили в СССР в 1989 году, в России осталось 172 тысячи (такую цифру называют демографы из Еврейского университета) или 265 тысяч (данные переписи населения 2010 года). Российская диаспора по численности занимает седьмое место в мире. Большинство ее представителей живут в Москве, 20% — в Петербурге, остальные — в других крупных городах: Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре, Перми, Хабаровске. В Еврейской автономной области официально функционирует небольшая, насчитывающая 1 500 человек, еврейская община.
Антисемитизм, которого нет
Официальные данные о низком уровне антисемитизма в России связаны, однако, также с тем, что люди не заявляют о происходящих инцидентах в правоохранительные органы. «Происшествие не было достаточно серьезным» (27%), «это бы все равно ничего не дало (27%), «я не доверяю полиции» (10%), «я уладил дело самостоятельно», — объясняют они. Одновременно недостает серьезной широкой информационной кампании, объясняющей, каковы истоки антисемитизма, что такое ксенофобские или расистские действия.
В итоге евреи не считают требующими реакции такие инциденты, как тот, что произошел в Новокузнецке, где в марте 2018 года вандалы изобразили свастику на памятнике русско-армянской дружбы, приняв армянский алфавит за еврейский. Они также не видят ничего предосудительного в анекдотах о евреях или использующихся в повседневной речи оскорбительных определениях представителей этой нации.
Пространство, в котором антисемитские инциденты происходят чаще всего, это интернет. 70% евреев в 2018 году сталкивались с нападками в социальных сетях, 40% — в СМИ, 28% — в общественных местах. 73% опрошенных сочли антисемитским высказывание, гласящее, что «у евреев в России слишком много власти». Примерно половина респондентов слышали утверждение, что «Холокост — это миф, цифры завышены, а евреи используют эту тему в собственных целях».
Антисемитские и ксенофобские высказывания стали звучать чаще при приближении сотой годовщины Октябрьской революции. Вновь получили хождение некогда популярные теории, гласящие, что убийство царской семьи было ритуальным. Дискуссии разгорелись также после выхода фильма Алексея Учителя «Матильда», рассказывающего о романе царевича Николая с польской балериной Кшесинской. Все эти темы звучат в российских государственных СМИ. RT показывает программы националистического содержания, а Первый канал в воскресный прайм-тайм в апреле 2017 года демонстрировал материал под названием «Ротшильды, загадочные и могущественные. Как они борются за то, чтобы править миром».
Если олигарх, то еврей
С Ротшильдами в России увязывают в том числе Михаила Ходорковского. Эту тему поднимал, в частности, ведущий программы «Время» Валерий Фадеев. Олигархи не пользуются любовью российского общества: оно считает, что они разбогатели, обкрадывая государство и простой народ. «Мошенниками, ворами и жидярами», обогащающимися за счет простых людей, называли из-за происхождения, (вне зависимости от того, что официально говорил Кремль) и Ходорковского, и Гусинского, и Березовского, и Фридмана. Антиеврейские настроения помогли Путину в 2000 году расправиться с олигархами.
Кремль использует эту тему и в других ситуациях. Например, во время «евромайдана» в СМИ помимо обвинений новых украинских властей в фашизме звучали предупреждения, что из-за них «может вновь возродиться одно из самых позорных явлений в российской истории». В этом контексте нас не должны удивлять обвинения в антисемитизме, которые Москва выдвигает в адрес Польши на новом этапе борьбы за видение истории.
Антисемитские настроения в России становятся заметными в разных ситуациях. Например, в сентябре прошлого года, когда израильтяне сбили в Сирии российский самолет, в прессе поднялась волна возмущения. Звучал вопрос «почему такая маленькая страна, так много себе позволяет». Антиизраильская и антисемитская риторика утихла лишь после вмешательства Путина. Он заявил, что самолет сбили сирийские системы ПВО.
Филосемит по мере необходимости
Так что Путин не без причины имеет имидж филосемита. Он часто подчеркивает, что его связывают хорошие отношения с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху, в стране которого проживают 1,5 миллиона русскоязычных евреев. Также Путин любит изображать иммигрантов единой российско-израильской семьей, а добавляя одновременно, что «Израиль можно назвать русскоязычным государством», он намекает на существование там российской «пятой колонны».
При этом он не учитывает результаты исследований, которые свидетельствуют, что говорящие на русском евреи не испытывают особых чувств к своей бывшей родине, в большинстве своем не доверяют Путину и успешно ассимилируются с израильским обществом. Они поддерживают силы, находящиеся на разных флангах политической сцены Израиля, а не какую-нибудь одну «российскую» партию. Их считают очень хорошими иммигрантами, которые помогли стране добиться успехов.
Проеврейские и произраильские высказывания Путина имеют прикладной характер. Впрочем, Нетаньяху тоже действует прагматично: находящаяся в Сирии Россия, обладающая определенным влиянием на Иран, это в контексте политики безопасности та страна, с которой стоит поддерживать хорошие отношения. Москве, в свою очередь, тесные контакты с Израилем дают возможность не только оказывать давление на ближневосточных партнеров, но и воздействовать на США, склоняя те начать новую «перезагрузку». В связи с этим в Иерусалиме Путин оказался одним из основных спикеров. Находясь в окружении четырех десятков лидеров из других стран, он боролся за возвращение в круг тех политиков, которых не изолирует Запад.