Стало известно, что накануне встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским государственный секретарь США Майк Помпео задался вопросом: «Волнует ли американцев происходящее на Украине?»
И вот почему ответ должен быть «да». Украина защищает от российского вторжения не только свою территорию, но и весь Запад. И, если она преуспеет, мы все будем в выигрыше. Отношения между Соединенными Штатами и Украиной — ключ к нашей национальной безопасности, поэтому американцев должно волновать то, что происходит на Украине.
Россия ведет против Украины, Европы и США гибридную войну, для которой характерны военная агрессия, споры о поставке энергоресурсов, кибератаки, дезинформация и вмешательство в выборы. На каждом из этих полей боя Украина находится на линии фронта.
Последние семь месяцев я представлял Соединенные Штаты на Украине и регулярно посещал линию фронта военного конфликта. После оккупации Крыма Россия направила свою армию, силы безопасности, тайных агентов, оружие, а также финансовую помощь и политические указания в Донецк и Луганск — юго-восточные районы Украины, известные как Донбасс. Ситуация на линии фронта протяженностью около 450 километров стала спокойнее, но боевые действия между русскими и украинцами по-прежнему продолжаются.
На данный момент происходящее в Донбассе — единственный настоящий вооруженный конфликт в Европе. Каждую неделю российские военные убивают украинских солдат и сами несут потери. Во время моего последнего двенадцатичасового визита в ноябре один украинский солдат был убит, а второй — ранен. С тех пор, как русские вторглись на территорию Украины в 2014 году, на этой войне погибли 14 тысяч украинцев.
Соединенные Штаты и наши союзники оказывают всяческую помощь Украине, в том числе снабжая оружием, обеспечивая обучение и содействуя военным силам. Инициатива помощи Украине постоянно получает широкую поддержку обеих партий Конгресса. Важность этой помощи для самой Украины, а также для национальной безопасности США, даже не обсуждается.
На поле боя с энергетическими поставками Россия тратит миллиарды на ненужный подводный трубопровод — политический проект без какого-либо экономического обоснования. Всё для того, чтобы обойти Украину и сделать Европу в целом и Германию в частности более зависимыми от Москвы. В конце прошлого года Конгресс США установил санкции в отношении компаний, пытающихся завершить строительство газопровода, что привело к значительной задержке в реализации проекта. Таким образом, обе партии в очередной раз оказали Украине политическую поддержку.
Гибридную войну, которую ведет Россия, в том числе можно считать информационной. Всё начинается дома: российские СМИ, находящиеся под влиянием властей, заставляют жителей страны верить, что враждебный Запад представляет для них угрозу, а президент Владимир Путин защищает их от растленных врагов. Российские тролли и интернет-хакеры целятся в украинские, европейские и американские слабые места в политической и социальной сферах. Они превращают незначительные различия в существенные и сеют раздоры. Они стремятся ослабить западные союзы, подорвать доверие к демократическим институтам и настроить граждан друг против друга. Соединенные Штаты вместе с другими союзниками по НАТО работают с Украиной, чтобы противостоять этому влиянию.
Сначала русские вмешались в выборы украинского президента в 2014 году, потом в референдум Великобритании по поводу Брексита, а позднее, в том же 2016 году, уже в наши выборы. Поскольку Украина стоит на передовой, мы помогали центральной избирательной комиссии с подготовкой выборов президента в 2019 году, дабы защитить от вмешательства России. Благодаря усилиям украинской стороны и нашей помощи стране удалось противостоять атакам русских.
Но одной гибридной войной дело не ограничивается. Москва пытается разрушить нормы и принципы, которыми руководствовались страны после Второй Мировой войны и которые помогали сохранять мир между крупнейшими европейскими государствами в течение семидесяти с лишним лет. Своим вторжением на Украину в 2014 году Владимир Путин нарушил правила, наплевал на международный консенсус, пренебрег договорами и принципами, к которым прежние российские и советские лидеры относились с уважением, даже когда их нарушали.
Похоже, господин Путин хочет вернуться к закону джунглей, который был характерной чертой отношений между странами на протяжении многих веков до 1945 года, когда могущественные государства доминировали и вмешивались в политику более слабых, когда они создавали сферы влияния, угнетавшие соседей и приводившие к войнам и страданиям. Именно так вели себя Российская империя и Советский Союз по отношению к другим странам: доминировали, контролировали и забирали себе соседние земли. Возврат к подобным законам джунглей угрожает не только Украине и США, но и стабильности в мире в целом.
До тех пор, пока русские не покинут территорию Украины (это касается и Крыма, и Донбасса) и не признают Украину независимым, суверенным государством, другие страны не могут быть в безопасности. До тех пор, пока Россия не примет международный порядок, западные нации будут находиться под угрозой. А Украина — на линии фронта.
В еще более широком смысле российская атака, направленная на Украину и Запад — это атака на демократию. Вопрос о том, какая форма правления будет в государстве — автократия или демократия — решается внутри этого государства. Россия, Китай, Иран, Египет, Турция, Филиппины, Северная Корея, Венесуэла, Куба, Сирия — все они автократии, и на их территориях нет никакой свободы. В борьбе между демократиями и автократиями, между свободой и несвободой, Украина находится на передовой.
Поддерживать Украину — значит поддерживать молодую демократию, борющуюся за восстановление суверенитета на территории, границы которой признаны международным сообществом. Это значит поддерживать нацию, которая порвала с трудным прошлым, чтобы принять европейские и западные ценности. Нацию, которая стремится стать частью европейских и североатлантических организаций, победить постсоветскую коррупцию и дать своим гражданам шанс на процветание в нормальной стране.
Поддерживать Украину — значит поддерживать основанный на правилах международный порядок, который уже больше семидесяти лет позволяет крупным европейским странам избегать войны. Это значит поддерживать демократию, а не автократию. Поддерживать свободу, а не несвободу. Большинство американцев так и делает.