После того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган пообещал отомстить Дамаску за гибель пяти турецких военных и трех гражданских лиц в сирийской провинции Идлиб, министр обороны Турции Хулуси Акар (Hulusi Akar) в сопровождении командующих родами войск посетил турецкие военные объекты на границе с Сирией, которые располагаются вблизи линии фронта в окрестностях Идлиба и Алеппо. Там происходят вооруженные столкновения между сирийской армией и различными вооруженными группировками.
В ходе визита турецкий министр обвинил Россию в нарушении обязательств по Сирии, заявив, что турецкие военные накануне дважды уведомили своих российских коллег о перемещении сил в Идлибе. Акар заявил: «Мы принимаем все меры в ответ на это нападение. Наши военные поразили 54 цели в Идлибе, нейтрализовали 76 сирийских солдат».
Осмотр турецкими высокопоставленными военными лицами военных объектов на сирийско-турецкой границе напомнил о визите командующего сухопутными войсками Турции Атиллы Аташа (Atilla Atash) в приграничный город Рейханлы, который состоялся 16 сентября 1998 года. Во время визита Аташ пригрозил предпринять прямые военные действия против Сирии, если она не изгонит со своей территории лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллу Оджалана (Abdullah Öcalan), который в то время находился в Дамаске. В конечном итоге Оджалану пришлось уехать из Сирии 9 октября 1988 года. Кстати, любопытный факт — спустя двадцать лет в тот же самый день турецкая армия начала военную операцию на приграничной территории Сирии к востоку от Евфрата. Но вернемся к теме. Турция и Сирия 22 октября 1988 года подписали Аданское соглашение о совместном сотрудничестве и координации в борьбе против РПК и других «террористических» организаций, которые угрожают безопасности обеих стран.
На прошлой неделе Эрдоган заявил, что Аданское соглашение позволяет турецкой армии оставаться в Сирии столько, сколько ей будет нужно. Вместе с тем он призвал Россию оказать давление на сирийское руководство, чтобы оно прекратило военные действия в регионе, а также турецкий лидер обвинил Москву в срыве Астанинского и Сочинского соглашений. В ходе своего визита в Киев президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция дала решительный ответ на действия сирийских военных, атаковав их позиции с земли и воздуха, и не намерена на этом останавливаться. Также турецкий лидер сообщил о том, что около одного миллиона сирийцев покинули провинцию Идлиб и направляются к турецкой границе. По словам Эрдогана, Турции уже будет сложно принять такое количество беженцев. Президент Турции не забыл послать четкий сигнал в Москву, заявив: «Турция не признавала и не признает присоединение Крыма к России, состоявшееся 18 марта 2014 года».
Политологи рассматривают усилия Эрдогана по координации и сотрудничеству с Киевом в качестве рычага давления на президента России Владимира Путина. К слову, Анкара пыталась оказать давление на Москву еще в середине прошлого месяца, когда призвала включить в состав НАТО Грузию, имеющую территориальные разногласия с Россией. Со своей стороны, турецкая оппозиция осудила проект Эрдогана по строительству судоходного канала из Мраморного моря в Черное, чтобы американские и натовские военные корабли могли беспрепятственно через него проходить. Напомним, что Конвенция Монтрё 1936 года четко регламентирует проход военных кораблей через пролив Босфор, определяет их размеры и тоннаж, а также позволяет военным судам оставаться в Черном море только 20 дней. Стоит отметить, что Соединенные Штаты хотят перебросить военные корабли и подводные лодки в Черное море с помощью нового канала, чтобы закрепиться в портах государств-членов НАТО — Румынии и Болгарии. Если проект будет реализован, то он станет прямой угрозой национальной безопасности России в Черном море, которое в этом случае превратится в «натовское озеро» и помешает российским военным кораблям свободно перемещаться из Черного в Средиземное море.
Немаловажно упомянуть о статье Бурхануддина Домана (Burhanuddin Doman) об Эрдогане, опубликованной на сайте Института стратегических исследований «Сита». В статье автор настаивает на необходимости заручиться поддержкой США, ЕС и Германии, в частности, чтобы противостоять российским проектам и планам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, ссылаясь на неизбежные изменения характера турецко-российских отношений в случае, если интенсивный диалог между Анкарой и Москвой не сможет повлиять на развитие событий в Идлибе. Кроме того, он исключает отказ Эрдогана от своей позиции после того, как ему удалось повсеместно распространить националистические настроения. Также стоит отметить, что союзник турецкого президента и лидер партии «Национальное движение» Девлет Бахчели (Devlet Bahçeli) заявил о необходимости «преподать Асаду урок, который он не забудет», а оппозиционные партии осудили «сирийскую агрессию».