События в Идлибе показывают, как сужается пространство для маневра в сирийской политике администрации Эрдогана, и мы становимся свидетелями того, что в отношениях Турции с Россией и даже США наступает один из решающих моментов.
Сирийская армия и после гибели восьми турецких военных в Идлибе стремительно продолжает продвигаться на север, к центру провинции. Дамаск овладел в том числе городом Серакиб — одним из стратегических районов столкновений в Идлибе, который находится на пересечении автотрасс М4 и М5 и был взят под защиту ВС Турции, создавших с этой целью четыре наблюдательных поста в регионе. Разъезжая вокруг наблюдательных пунктов, созданных Турцией для защиты Серакиба, сирийская армия продолжает продвижение к центру Идлиба.
А ВС Турции для наращивания своего военного присутствия в районе и наблюдательных постов на территории Идлиба осуществляют невероятно крупную переброску в провинцию военных, бронетехники, танков, артиллерии.
По последней информации, в Идлиб был отправлен военный конвой, состоящий из более чем 300 единиц техники.
Однако «наблюдательные посты», на которые осуществляется эта переброска, по сути превратились в маленькие осажденные островки в пределах региона, контролируемого сирийской армией с земли и Россией — с воздуха. И события, происходящие в регионе, показывают, что настоящей проблемой для Турции в Идлибе в предстоящие дни будет не укрепление и защита этих пунктов, а «безопасный и беспроблемный уход» с этих постов.
Кто уйдет из Идлиба: Сирия или Турция?
Президент Эрдоган делает крайне жесткие заявления, ориентированные на «внутреннюю политику». Эта жесткость доходит до того, что Турция отказывается от «договоренностей», заключенных с Россией и США по сирийской границе, и чуть ли не собирается «идти на юг до тех пор, пока сможет». А с другой стороны, президент Эрдоган дает сирийской армии срок до конца февраля на «отвод сил за установленные в Сочи границы».
Встреча с российской делегацией, которая приезжала в Анкару 8 февраля, не дала такого результата, как «прекращение огня». Напротив, было принято решение «продолжить переговоры в ближайшие дни».
Из этого решения следует, что Россия рассчитывает продолжать эти переговоры до конца февраля, а когда придет время, обеспечить достижение некого консенсуса, исходя из положения сирийской армии на поле боя. Ведь, судя по темпам продвижения сирийской армии, к концу февраля отвод сил за границы, установленные в Сочи, как говорит Турция, с большей долей вероятности станет «неприемлемым предложением» на поле боя. (На самом деле карта реалий на поле боя в значительной степени свидетельствует о том, что военная ситуация уже сейчас стала таковой.) И на практике это будет означать, что ВС Турции ликвидируют свои наблюдательные посты и покинут Идлиб.
Россия обвинила Турцию в покровительстве «Аль-Каиде»
Политика России в Сирии и сирийская политика Турции столкнулись в Идлибе. Спор не ограничился только сирийской проблемой и дошел до того, что Россия подняла на повестке дня и неоосманистскую внешнюю политику Турции.
Так, за день до приезда российской делегации в Турцию, 7 февраля, министр иностранных дел России Лавров открыто озвучил критику в адрес Турции, отметив: «У нас с Турцией есть договоренности, которые четко прописывают режим зоны деэскалации в Идлибе. Наши турецкие коллеги обязались размежевать оппозицию, с которой они сотрудничают в этом регионе, от террористов из "Ан-Нусры" (под новым названием "Фатх аш-Шам") (запрещена в РФ — прим. ред.) и "Хайят Тахрир аш-Шам" (запрещена в РФ — прим. ред.). Но, к сожалению, в Идлибе эти террористы пока правят бал, поэтому данные обязательства все-таки надо выполнить».
В заявлении 4 февраля Лавров, изложив ситуацию в Идлибе аналогичным образом — озвучил эти претензии еще несколько жестче. Министр обвинил Турцию в «перемещении из Идлиба сотен боевиков, включая членов "Ан-Нусры", в Ливию для наращивания боевых действий в регионе». Это обвинения, выходящие далеко за рамки простой критики, которые Россия в самой открытой и громогласной форме, на самом высоком уровне выражает в адрес Турции!
Россия — на сцене с «кнутом», США — с «пряником»
Администрация Трампа внимательно следит за нынешней стадией в турецко-российских отношениях и стремится превратить эту ситуацию в благоприятную возможность для себя. Так, Трамп и его администрация, заручившись поддержкой ЕС, опасающегося новой волны мигрантов, открыто встали на сторону Турции в Идлибе и, заняв позицию, провоцирующую возникновение напряженности в турецко-российских отношениях, параллельно требованиям Турции призвали к «режиму прекращения огня» в Идлибе.
Ожидается, что в предстоящие дни американская делегация во главе со специальным представителем США по Сирии Джеймсом Джеффри (James Jeffrey) посетит Анкару и проведет с Турцией переговоры по Идлибу.
Как и Россия, США тоже хотят использовать Идлиб для того, чтобы поставить свои отношения с Турцией на новый фундамент, и с этой целью провоцируют Турцию на напряженность в отношениях с Россией!
Учитывая, что все это время главной политикой Турции в Сирии было колебание между США и Россией, усиливается ожидание того, что, если идти под руку с Россией станет трудно, Турция возьмет под руку США, и это вряд ли можно считать пустым ожиданием.
В этой связи будет неудивительно, если США, желая повернуть идлибский кризис в свою пользу, приедут в Турцию с новыми предложениями. Чтобы воспользоваться стесненным положением Турции в Идлибе и сделать ее участницей своих региональных стратегий, США пустят в ход все козыри, которые у них есть, как «кнуты», так и «пряники».
На данном же этапе Россия использует обмотанный колючей проволокой «кнут» в виде обвинения в «покровительстве террористам», а США — «пряник», обваленный в сахаре «статус Идлиба не должен меняться».
Однако завтра «кнуты» тоже могут измениться!
К чему приведет развитие событий, мы увидим в ближайшие дни.