Этот ресторан не такой как остальные, хотя здесь, как и в других ресторанах сети «Макдональдс», бургеры и картошка фри сходят с прилавка практически каждую секунду. Тысячи посетителей в день стекаются в небольшой ресторан в нескольких минутах ходьбы от Кремля и Красной площади.
Прошло 30 лет с тех пор, как еще в советские времена здесь открылся первый ресторан американского концерна. Его открытие 31 января 1990 года было символом перемен, перехода к капитализму и движения в направлении Запада. Сегодня в России «Макдональдс» — лидер отрасли. Не всем это нравится.
Незадолго до распада Советского Союза «Макдональдс» был в числе первых иностранных предприятий в стране. Открытие ресторана было выдающимся событием в обычно серой Москве, вспоминает коренной россиянин Константин.
Он был одним из примерно 30 тысяч человек, спешивших попасть в красочный ресторан на Пушкинской площади в день его открытия. В очереди за бургером они простояли пять часов. «В тот момент мы почувствовали, как ветер перемен повеял в воздухе и в головах москвичей», — вспоминает Константин. Для многих возможность отведать бургер стала исполнением обещаний Михаила Горбачева, — и окно к свободе, к капитализму, распахнулось чуть шире.
Каждая пятая трапеза россиян — бургер из «Макдональдса»
«Многие считают нас символом Запада и перемен, — говорит глава «Макдональдса» в России Марк Карена. — Поэтому эмоциональная связь с сетью фастфуда все еще сильна».
Сделать перерыв на кофе или поесть в «Макдональдсе» для россиян стало частью будничной жизни. По данным компании, около 700 ресторанов по всей стране ежедневно принимают 1,7 миллиона посетителей. Ни зарубежные, ни российские фастфуды не выдерживают конкуренции.
Россияне приходят в «Макдональдс» на каждый пятый прием пищи вне дома, рассказывает швейцарец Карена, возглавляющий российскую сеть с 2018 года. Причиной лидерства на рынке в России также является экономическое развитие страны. Другие сети, такие как Burger King или KFC, пришли в Россию лишь несколько лет спустя.
Кроме того, русские мало тратят на еду вне дома. Ежемесячный чистый доход москвичей составляет менее 50 000 рублей (около 700 евро). В среднем, по данным статистического управления, на еду в кафе тратится всего 800 рублей в месяц (около 12 евро).
В сети быстрого питания целое меню обойдется лишь в часть от этой суммы. Это обстоятельство также вносит существенную лепту в процветание бизнеса американского концерна в России, пишет деловое издание «Ведомости».
Ежегодно в России открываются десятки новых ресторанов. В прошлом году открыли 54 «Макдональдса», много новых заработают и в этом году, надеется Карена. В Мурманске на Крайнем Севере их уже пять. На Дальнем Востоке, в мегаполисе Владивостоке на берегу Тихого океана, вскоре откроется первый «Макдональдс». Ингредиенты с самого начала практически без исключения поступают от российских производителей, сейчас они почти на 100% отечественные. «Практически все мы производим в России и не зависим ни от одного поставщика», — говорит Карена.
Американский концерн — кормилец россиян?
«Макдональдс» можно назвать чуть ли не народным кормильцем. Но с этим категорически не согласны некоторые российские политики. В 2014 году особенно ощутимо повеяло холодом: аннексия украинского полуострова Крым и санкции Запада сказались и на американском концерне.
Тогда компания закрыла украинские рестораны в Крыму. В ответ на это концерн обвинили в нарушении требований гигиены: суд распорядился временно закрыть некоторые рестораны в Москве, в том числе и первый в столице «Макдональдс». Ходили слухи, будто это своего рода расплата.
Согласно одному государственному опросу, две трети россиян в 2014 году даже требовали закрытия всех ресторанов сети. Председатель Либерально-демократической партии России националист Владимир Жириновский придерживался того же мнения: «По всей стране закроем. Чтоб духу не было».
Даже глава Кремля Владимир Путин сказал: «У нас замечательная кухня. Вопрос в том, как наладить промышленное производство, хорошее по качеству — лучше, скажем, чем у возможных конкурентов, в том числе у „Макдональдс"».
Однако даже в кризисной политической ситуации крайне маловероятно, что это когда-либо произойдет. Ведь «Макдональдс» с его 60 тысячами сотрудников — один из крупнейших работодателей в России, а также, по данным экономического журнала Forbes, одно из лучших предприятий с точки зрения оплаты труда и социальных выплат.
Кроме того, показатели продаж и количества клиентов так или иначе стремительно взлетели. «Несмотря на в некоторой степени сложную макроэкономическую ситуацию из-за стагнации реальных доходов российский потребитель остается верен нашему бренду», — говорит Карена. Но теперь в меню включают и русскую кухню: в «Макдональдсе» уже можно отведать бургер «а ля рюс» с ржаной булочкой.
Однако для одного политика из регионов всего этого недостаточно. Если «Макдональдс», то хотя бы с русским названием, шутит он: «Зачем называть это бургером? Нельзя просто заказать „котлету в хлебе"»?