Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил 12 февраля, что готов «где угодно» нанести удар по силам Дамаска, если турецкие позиции в Идлибе вновь подвергнутся нападению. Эти слова он произнес во время выступления перед депутатами своей исламо-консервативной Партии справедливости и развития в Анкаре.
Наступление войск Башара Асада в Идлибе, последнем оплоте поддерживаемых Турцией сирийских мятежников, загоняет Эрдогана в угол.
Кемалистская оппозиция критикует несостоятельность его политики в Сирии, а союзник-ультранационалист Девлет Бахчели призывает дойти до Дамаска и «свергнуть тирана». Поэтому Эрдогану необходимо показать, что он в силах дать отпор кому угодно. Именно это больше всего по душе его сторонникам.
Чтобы продемонстрировать решительный настрой, президент Турции (он является и верховным главнокомандующим) недавно отправил в Идлиб подкрепления. Границу перешли спецподразделения и военная техника: танки, БТР, гаубицы и системы залпового огня.
Россия безраздельно царит в сирийском небе
Эрдоган заверил, что обстреливающие мирное население самолеты и вертолеты больше не смогут спокойно действовать, как раньше. Во вторник вертолет сирийской армии был сбит ракетой на юго-востоке осажденного города.
Как бы то ни было, его возможности ограничены. Хотя он готов сделать «все необходимое на земле и в воздухе без промедлений и колебаний», чтобы вытеснить войска Дамаска, его руки связаны тем фактом, что небо не принадлежит ему. Россия безраздельно царит в воздушном пространстве, в частности благодаря системам ПВО С-400, которые произвели на Эрдогана такое впечатление, что он закупил их вопреки несовместимости с техникой НАТО (его страна является восточным столпом альянса).
Позиции армии Анкары в Идлибе оставляют желать лучшего. За неделю погибли 14 турецких солдат, а семь аванпостов (речь идет о сотнях военных и большом объеме техники) были окружены силами Башара Асада и теперь отрезаны от штаба.
Это наступление не могло начаться без одобрения Москвы, и Эрдоган понимает это. С этим связано его недовольство российским коллегой Владимиром Путиным, с которым, как ему казалось, у них сложились привилегированные отношения. В среду он впервые раскритиковал Россию за «убийства и кровопролитие в Идлибе», где живут 3,5 миллиона человек, по большей части беженцы.
Москва игнорирует требования
До недавнего времени выступающей за мятежников Анкаре удавалось договариваться с Москвой, несмотря на поддержку разных лагерей. В 2018 году Путин и Эрдоган смогли найти общий язык по Идлибу в сочинской резиденции российского лидера.
Они подписали соглашение о выводе радикалов из зоны, совместной наблюдательной миссии и свободном движении людей по главным дорогам провинции, в частности по трассе М5, которая ведет в Алеппо, ныне разрушенный большой торговый город на севере Сирии.
Тем не менее соглашение развалилось. Турция убеждена, что Башар Асад нарушил его, окружая турецкие наблюдательные посты и пригрозив выйти из договора, а также нанести удары по позициям режима до конца февраля.
Москва в свою очередь игнорирует это. Россия уже не первый месяц упрекает Турцию в том, что той не удалось убедить связанные с «Аль-Каидой» (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред.) группы мятежников, занимающие доминирующее положение в Идлибе, выполнить подписанные соглашения. Посчитав, что турецкие обязательства не были выполнены, Путин отвернулся от Эрдогана и поддерживает своего протеже Башара Асада, который стремится вернуть контроль над мятежной провинцией.
Угроза для турецкой зоны влияния в Сирии
В приграничной зоне не северо-западе провинции скопилось уже больше миллиона человек. За неделю в этом направлении двинулись еще 100 000 беженцев. Все выглядит так, словно Башар Асад пытается наказать Эрдогана за поддержку мятежников, грозя Турции, которая уже принимает 3,6 миллиона сирийцев, новым притоком людей из Идлиба.
Турция может попытаться перенаправить беженцев в Африн или на север Алеппо, в контролируемые ее армией анклавы. «Массовое движение людей рискует вызвать полный хаос на территории, которую контролирует Анкара, ведь до недавнего времени Идлиб служил примером успешной политики Анкары в Сирии», — пишет американский эксперт Аарон Стайн (Aaron Stein) на сайте Валдайского клуба (приближенная к Кремлю экспертная группа).
В перспективе под угрозой может оказаться вся турецкая зона влияния на севере Сирии. Это стало бы катастрофой для Эрдогана, который намеревался разместить значительную часть принятых его страной сирийских беженцев на этой территории от Африна (завоеван в 2018 году) до Азаза, Джераблуса (2016 год) и Эт-Телль-эль-Абьяда (2019 год).
Узкое поле для маневра
Главный вопрос в том, как поступит Дамаск: продолжит наступление, чтобы вернуть себе весь Идлиб, или же остановится? Второй вариант дал бы России необходимое время на поиск договоренности с Анкарой.
У обоих авторитарных лидеров есть лишь очень узкое поле для маневра. Путин теряет терпение, а турецкий лидер считает, что его предали. Каждый испытывает другого на прочность в Идлибе. В среду у них состоялся телефонный разговор, который не дал результатов. Владимир Путин отходит от сочинского соглашения, а Реджеп Тайип Эрдоган хочет смешать карты. После их разговора президент Турции дал выход гневу, осудив «нарушенные обещания».
Раздражение заметно и с российской стороны. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков обвинил Анкару в несоблюдении сочинских договоренностей и нежелании предпринять усилия для «нейтрализации террористов», которые наносят удары по российской военной инфраструктуре в Сирии.
Встречи на высшем уровне пока не запланированы. По словам бывшего кремлевского советника Глеба Павловского, Путину трудно работать с Эрдоганом, потому что тот раздражает его, но другого выбора у него нет. Тем более что США подталкивают его к этому. Американский спецпредставитель по Сирии Джеймс Джеффри находился в среду с визитом в Анкаре и заявил о полной поддержке Турции в борьбе с сирийским режимом. Вашингтон готов помочь ей в связи с угрозой в Идлибе, исходящей со стороны России и режима Асада.