Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

El Español (Испания): однажды Российский Императорский флот нашел пристанище в Галисии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Устье реки Виго по недоразумению чуть не стало полем морского сражения между двумя крупнейшими империями — царской Россией и Британской империей. Один из кораблей российского Императорского флота до сих пор стоит на рейде как музей Октябрьской революции.

7 ноября 1917 года выстрел крейсера «Аврора» стал сигналом штурма большевиками во главе с Лениным Зимнего дворца в Петрограде. В тот день «Аврора» вошла в историю человечества. А несколькими годами ранее, вместе со 2-й Тихоокеанской эскадрой она спровоцировала инцидент, в результате которого Первая мировая война могла вспыхнуть на десять лет раньше. Далее мы расскажем о том, как в прибрежных водах Галисии чуть не произошло военно-морское сражение между двумя крупнейшими империями, когда-либо существовавшими в истории: царской Россией и Британской империей.

1904 год. Николаевская Россия ведет войну с Японией. Балтийский флот, или как его еще называли 2-я Тихоокеанская эскадра, получает приказ отправиться в Японское море на помощь 1-у Тихоокеанскому флоту, осажденному японцами.

В не очень достоверных донесениях указывалось, что в Северном море были японские суда. 21 октября, когда флот проходил по Ла-Маншу, из-за густого тумана, неблагоприятных новостей и всеобщей нервозности русские спутали 48 британских рыболовецких судов с японскими торпедными катерами и потопили один из них. В возникшей неразберихе русские начали даже стрелять друг в друга и причинили серьезные повреждения «Авроре».

Этот печальный эпизод вошел в историю под именем «инцидент на Доггер-Банке».

Событие привело к острейшему дипломатическому конфликту между Россией и Великобританией, которая была союзницей Японии. Нейтральные порты, в которых русские намеревались пополнить запасы, оказались для них закрыты вследствие британского давления. Королевский флот готовился нанести ответный удар, и несколько эскадр британских крейсеров следовали за российским Императорским флотом, состоявшего из 11 броненосцев, 9 крейсеров, 10 эсминцев, 6 транспортных судов, 2 плавучих госпиталей и нескольких вспомогательных судов. Общее число кораблей достигало 40.

В результате дипломатического давления российское правительство согласилось провести расследование инцидента и приказало адмиралу Рожественскому стать на якорь в наиболее подходящем для этого месте, в Галисии.

26 октября в устье реки Виго вошли русские суда, ожидавшие прояснения ситуации и надеявшиеся на то, что испанское правительство даст им возможность пополнить запасы. Испания поддерживала нейтралитет и не разрешала иностранным судам пополнять запасы в своих водах. Кроме того, британское адмиралтейство решило использовать свой военный флот, базировавшийся в Гибралтаре, позади островов Сиес, чтобы заблокировать выход русских судов.

Напряженность в мире возрастала с каждым днем, поскольку все опасались, что любая искра может привести к столкновению между двумя державами. Дипломаты пытались уладить конфликт, а Виго привлекла к себе внимание всего мира. Весь мир ждал новостей из Галисии.

В итоге правительства двух стран договорились о том, что инцидентом займется Гаагская комиссия по расследованию. Комиссия постановила, что Россия несет ответственность за гибель моряков, однако ее действия объяснялись тем, что русский флот ожидал нападения. Россия обязалась выплатить британским рыбакам компенсацию в размере 66 тысяч фунтов стерлингов.

В результате Балтийский флот простоял на якоре в устье реки Виго до 1 ноября, когда ему было разрешено покинуть место стоянки, пополнив необходимые запасы. В 7 часов утра, построившись в боевые порядки, русские корабли отошли от островов Сиес в сопровождение испанского фрегата «Эстремадура». Опасаясь нападения со стороны англичан, он взяли курс на Танжер, где вновь пополнили свои запасы.

Но Имперский флот и не подозревал, какая трагическая судьба ему уготована. Через несколько месяцев русская эскадра будет почти полностью уничтожена в Порт-Артуре японским флотом под командованием адмирала Того в ходе русско-японской войны.

Одним из немногих кораблей, которым удалось спастись, стала «Аврора», через несколько лет своим выстрелом возвестившая о начале Революции.

Какова же ее дальнейшая судьба? Помимо активного участия в Октябрьской революции, крейсер сыграл важную роль в обороне Ленинграда от немецко-фашистских войск во время Великой Отечественной войны. В конце концов он стал пропагандистским символом нового Советского государства и стоит на Неве, в Санкт-Петербурге, став музеем на воде.

Официально русско-японская война закончилась 5 сентября 1905 года подписанием Портсмутского договора. В качестве посредника на переговорах выступил Теодор Рузвельт, получивший за это Нобелевскую премию мира в 1906 году.

Вот так устье реки Виго чуть не стало полем морского сражения между двумя мощными флотами двух крупнейших империй, когда-либо существовавших в истории: царской России и Британской империи. К счастью, до этого дело не дошло.