Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Yle (Финляндия): 120 лет назад впервые был передан радиосигнал о бедствии в море по беспроволочному телеграфу

© РИА Новости Дмитрий Дебабов / Перейти в фотобанк"Красный обоз" охотников везёт добытую ими пушнину для сдачи в факторию
Красный обоз охотников везёт добытую ими пушнину для сдачи в факторию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
120 лет назад впервые был передан радиосигнал о бедствии в море по беспроволочному телеграфу. Благодаря этому сообщению удалось спасти финских рыбаков, оказавшихся на оторвавшейся от берега льдине. Впоследствии финны активно пользовались первым в мире гражданским беспроволочным телеграфом, налаженным русским физиком Александром Поповым.

Пятого февраля 1900 года в суровых зимних условиях между городом Котка и островом Гогланд была установлена связь по беспроволочному телеграфу.

В ноябре 1899 года броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» сел на мель у острова Гогланд. Зима была рекордно холодной, так что судно не затонуло, а вмерзло в каменистое дно. «Апраксин» не мог сдвинуться с места.

Для экипажа происшествие не представляло опасности. Ледокол «Ермак» доставил к «Апраксину» необходимые спасательные средства.

Однако в дальнейшем судно могло быть раздавлено тронувшимся морским льдом, а талая вода залила бы внутренние отсеки.

Спасательная операция затянулась бы до самой весны и очень сильно зависела от погоды. «Ермак» не мог постоянно дежурить рядом с «Апраксиным», и без связи задача по спасению судна казалась очень трудной. Единственным способом связи с материком была передача писем с лыжниками. Путь от острова Гогланд до города Котка составлял 50 километров.

Ситуация, в которой оказался броненосец «Апраксин», вызвала тревогу в Великом княжестве Финляндском.

25 января 1900 года в финской прессе писали об этом следующим образом:

«Пробоина в днище судна продолжает расширяться. Сейчас длина пробоины составляет 21 фут, ширина — от полутора до четырех футов. В проведении спасательных работ нет порядка и последовательности: один делает одно, другой — совершенно другое. Если судно не удастся спасти до ледохода, который начнется в середине февраля, оно будет утрачено».

Газета «Ууси Суометар» (Uusi Suometar), 25.01.1900

Русский изобретатель предлагает помощь в проведении спасательных работ

В Санкт-Петербурге понимали значимость возникшей экстренной ситуации. Спустя месяц современное и смелое решение проблемы отсутствия связи наконец было найдено.

Незадолго до этого российский физик и изобретатель Александр Попов проводил эксперименты по установке беспроволочной связи на военных судах в Финском заливе. Изобретатель сообщил о весьма успешных результатах.

Попов предложил установить между севшим на мель судном и материком беспроволочную радиотелеграфную связь.

Александр Попов был первопроходцем в радиотехнике

Физик Попов, работавший преподавателем в Минном офицерском классе Кронштадта, представил в 1895 году радиоустройство, которому он дал название «грозоотметчик». Благодаря нему впервые в мире удалось доказать, что при помощи радиоволн можно передавать сигналы.

В 1900 году опыты по испытанию беспроволочной радиосвязи проводились уже по всему миру, но они охватывали гораздо более короткое расстояние и проводились только в тестовом формате.

Нынешняя ситуация была реальной.

Изобретенный Александром Поповым беспроволочный телеграф можно было бы применить для так называемого оперативного гражданского использования. Как выяснилось позже, это был первый подобный опыт в истории.

В январе 1900 года было принято решение отправить Попова в Котку

Александр Попов взял с собой в Котку уже знакомую ему группу специалистов, с которыми он уже проводил опыты ранее. Группа получила в порту Кронштадта «необходимые материалы и инструменты» — другими словами, антенны и материалы для строительства радиомачт.

Часть группы отправилась на «Ермаке» строить радиостанцию на Гогланде, вторая ее часть осталась на острове Куутсало недалеко от Котки.

Однако задача была не настолько ясной, как в тестовых испытаниях в открытом море.

Радиосвязь, установленная между островами Куутсало и Гогланд, охватывала рекордно большое расстояние

Раньше группа работала с расстояниями не больше 30 километров. В этот раз расстояние между радиостанциями превышало 40 километров — рекордно большое расстояние для передачи радиоволн и новое испытание для антенн.

Установка радиостанции на острове Куутсало прошла успешно, и на скале появилась радиомачта высотой 150 футов (около 46 метров) — в соответствии с результатами предыдущих экспериментов. Попов отправил сообщение на Гогланд, но ответа не поступило.

Связь не удавалось установить еще несколько дней.

31 января 1900 года Александр Попов передает на остров следующее сообщение:

«Вчера следили за сигналами, ничего не получилось».

Ответа на это сообщение тоже не поступило.

Тогда Попов принял решение удлинить мачту выше.

Поскольку на острове Куутсало никто не был уверен, доходят ли сообщения до адресата и отправляется ли ответ, третьего февраля на Гогланд было отправлено еще одно сообщение — на всякий случай:

«Телеграфирование на время приостанавливаем вследствие подъема мачты».

Ответ так и не поступил.

Четвертого февраля с Куутсало на остров Гогланд поступило следующее сообщение:

«Матча 175 футов готова».

Но Гогланд по-прежнему не отвечал. Причина была вовсе не в антенне, но на острове Куутсало этого не знали.

При помощи беспроволочного телеграфа удалось спасти финских рыбаков, оказавшихся на оторвавшейся от берега льдине

В тот же день, когда мачту на Куутсало удалось нарастить, для срочной установки беспроволочной связи появилась еще более серьезная причина.

Александр Попов получил известие из Санкт-Петербурга:

«Около Лавансаари оторвало льдину с 50 рыбаками; окажите немедленно содействие спасению этих людей».

Теперь речь шла о спасении человеческих жизней. Беспроволочную связь на острове нужно было установить в кратчайшие сроки.

Любители зимней рыбалки проходили по льду большие расстояния

Рыбаки Финского залива жили зимой во временных жилищах, которые можно было перемещать по льду. У рыбаков обычно были небольшие домики, так называемые «будки», которые с наступлением зимы переставляли на полозья и вывозили на лед открытого моря. Рыбаки жили в домиках в будни и возвращались домой только на выходные.

Обычно лед был очень крепким, но морские течения и ветер начинали его двигать, появлялись трещины, через которые уже нельзя было перебраться, не говоря о том, чтобы вернуться домой.

Вероятно, на такой большой льдине, окруженной большими трещинами, рыбаки оказались и у острова Лавансаари (сейчас — остров Мощный) 4 февраля 1900 года.

На Гогланде работали среди торосов

На острове Куутсало и подумать не могли, что отсутствие связи было обусловлено тем, что станция на Гогланде еще не была готова, а антенна еще не была установлена.

«Ермак» доставил на остров все строительные материалы, но переправить их на остров оказалось тяжелой задачей.

Торосы на берегу превратились в скользкие горы. Дальше возвышался высокий лесистый холм, по маленьким заледенелым лесным тропам которого надо было поднять все материалы. Было 27 градусов мороза. Рабочие инструменты и материалы замерзли, пальцы закоченели.

Пришлось позвать на помощь всех, кого можно — экипаж, включая командный состав «Апраксина», и жителей острова Лавансаари.

В итоге телеграфную мачту с антенной все же удалось установить — поверх льдов и сугробов.

Когда пятого февраля Попов отправил еще одно сообщение на остров Гогланд, ответ наконец пришел. Связь была слабой, но она все же была.

«Попов был вне себя от радости, все были воодушевлены».

Улла Майя Сиевинен (Ulla Maija Sievinen), «Истории внешних островов Финского залива» (Tarinoita ulkosaarilta)

Ледокол «Ермак» спасает рыбаков

Александр Попов передает настоящее сообщение о бедствии — по беспроволочной связи. «Ермак» получил сообщение вечером того же дня.

Ледокол «Ермак» оказался рядом с броненосцем, и шестого февраля в четыре часа утра он отправился на поиск рыбаков. На следующий день ледокол вернулся с 27 рыбаками, среди которых была одна женщина.

Как сообщается в некоторых источниках, остальные рыбаки были спасены жителями острова.

История с Поповым, «Ермаком», установкой радиосвязи и операцией по спасению рыбаков стали настолько важным событием, что в 1959 году оно было изображено на советской почтовой марке в честь столетнего юбилея Александра Попова.

Седьмого февраля Санкт-Петербург получил по проводной телеграфной линии из Котки сообщение от Попова об удалении камня, на который наскочил «Апраксин».

Однако, несмотря на содержание телеграммы Александра Попова, броненосец «Апраксин» еще не был спасен. Судно стояло на мелководье еще много месяцев. Радиосвязь поддерживали всю весну, по беспроволочной связи было отправлено в общей сложности 440 сообщений. Судно удалось успешно снять с камней только в апреле.

«Как гласит сообщение из Котки, русский военный корабль „Апраксин", плотно севший прошлой осенью на мель, был снят с камней утром прошлой среды и поставлен на якорь рядом с местом происшествия. Ремонтные работы продолжаются».

Газета «Виипури» (Wiipuri), 28 апреля 1900 года

Финны активно пользовались первым в мире гражданским беспроволочным телеграфом

Попов первым в мире продемонстрировал, что двусторонняя радиосвязь может хорошо работать и в сложных условиях. Значение связи между Куутсало и Гогландом в то время оценили уже в международном масштабе, и преподаватель Попов получил признание также и в России. Его пригласили стать ректором Санкт-Петербургского императорского электротехнического института Александра III.

120 лет назад жители островов Финского залива не были настолько отсталыми, как вы могли бы подумать. Современная беспроволочная связь была им полезна, и радиомачты были сохранены. Правда, мачту на острове Куутсало решили перенести ближе к материку, и позже на острове Коткансаари появилась новая высокая мачта с антенной. В 1901 году беспроволочный телеграф Александра Попова уже мог передавать сообщения на расстояния больше 150 километров.