В целом, ситуация в мире выглядит хаотической, фальшивой и безответственной. Большинство участников этого трагикомического циркового представления относятся к так называемой западной цивилизации и следуют насквозь фальшивой общей линии поведения по правилам нарративного детерминизма, которые мы установили на фоне пароксизма украинского кризиса. Одни верят в фальшь, другие заставляют себя поверить в нее, а третьи (в основном американисты) вообще не интересуются тем, правда это или ложь, если все это отвечает их интересам, алчности и гордыне.
По большей части, Россия — самый активный и почти что единственный игрок, который проявляет чувство ответственности, поскольку понимает, что любое движение к открытому конфликту, прежде всего, с США, может привести к ядерной войне, чреватой хорошо всем известными страшными последствиями. Поэтому она проявляет большую сдержанность в поступках, огромное терпение во вмешательствах и заявлениях, хотя некоторые эпизодически объясняют это малодушием, страхом или даже чрезвычайной слабостью, которая ведет к трусости и бессилию. Такой подход понятен, но осторожность и терпеливость, которые проявляют лишь россияне на фоне риска ядерного конфликта и, следовательно, взаимного уничтожения или даже разрушения цивилизации, никак не представляют собой в нынешних условиях признаки трусости и бессилия.
Россия действительно находится в неудобном положении, но не из-за недостатка сил и возможностей, а просто потому, что только она проявляет чувство ответственности во всех ситуациях. Как бы то ни было, у такой позиции тоже есть свои недостатки, поскольку после определенной черты отсутствие жесткой реакции на действия других может обречь на поражение. Нам уже несколько раз казалось, что Россия подходит к этой отметке из-за обострения внутренней ситуации в некоторых странах и, следовательно, усиления их безответственности.
Сейчас мы вновь подходим к такой ситуации с опасным обострением дел внутри других стран, прежде всего, США. Изменения психологического настроя России можно оценить по трем заявлениям: подбор слов и тональность указывают на то, что выверенное терпение, возможно, подходит к концу. Это касается ситуации в Сирии, в которую напрямую вовлечена Россия.
Начать стоит со слов пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, который, стоит отметить, известен примирительными и умиротворительными заявлениями. На этот раз он выбрал совершенно другой тон после заявления Эрдогана о намерении Турции направить свою армию для поддержки Идлиба, где у нее может возникнуть прямое и масштабное столкновение с сирийскими войсками.
Как отметил представитель Кремля, если речь идет об операции против террористических группировок в Идлибе, то, безусловно, будут действия в русле сочинских договоренностей. Но если речь идет об операции против легитимных сирийских сил, то это «худший вариант развития событий».
«Мы были удовлетворены теми договоренностями, которые были достигнуты более года назад в Сочи — и это было взаимное удовлетворение. И мы абсолютно перестали быть удовлетворенными после того, как с территории Идлиба начались наступательные действия боевиков и террористических группировок в отношении сирийских вооруженных сил и российских военных объектов. На этом наше удовлетворение завершилось»
Второе заявление сделал официальный представитель российского Минобороны по поводу израильских ударов по сирийской столице. В тот момент гражданский Airbus A320 намеревался приземлиться в аэропорту Дамаска, но был вынужден резко изменить курс и направиться в другой аэропорт, что создало угрозу для лайнера и пассажиров.
«Проведение израильским генштабом боевых операций в воздухе с использованием для прикрытия или блокирования ответных действий сирийских сил ПВО гражданских самолетов с пассажирами, становится характерной чертой израильских ВВС. Подобные операции израильских стратегов, к сожалению, ни во что не ставят жизни сотен ни в чем не повинных гражданских людей», — подчеркнул генерал Игорь Конашенков.
Третье заявление сделал министр обороны Сергей Шойгу во время визита в Рим. Как пишут российские источники, там он весьма жестко прокомментировал поведение США в Сирии, там, где находится нефть…
Кроме того, «большая часть страдающих на территории Сирии нуждаются в тепле, горячей воде, электричестве, которые, как мы понимаем, берется из углеводородов, которые запрещено туда поставлять, а добывать сами они не везде и не всегда могут».
Возникает ощущение, что эти слова и их тон указывают на разворачивающиеся прямо сейчас взрывоопасные события. В целом, нас здесь впечатляет в первую очередь как раз-таки отсутствие стремления впечатлить, то есть желания сделать громкие заявления. Это говорит о намерении не выходить за рамки слов, пусть даже ситуация остается трудной.
Все эти заявления напрямую не связаны между собой, хотя, в целом, и отражают общее настроение, которое сейчас утверждается в российском руководстве. Хотя Пескова и Конашенко явно так или иначе проинструктировали насчет жестких заявлений, не факт, что они как-то координировались между собой, тем более с министром Шойгу. Их критика нацелена на трех главных игроков, которые выступают против Асада и тайно поддерживают джихадистов, хотя и утверждают, что ведут с теми борьбу. Таким образом, упомянутые слова отражают усталость и раздражение всех представителей российского аппарата безопасности.
Можно даже сказать, что речь идет не о конкретном указании (Путина), а о выражении общей позиции, которую, вероятно, активно поддерживает Путин. Присутствие Путина явно просматривается в заявлениях Пескова, которые отражают известное всем недовольство России и составлены в довольно резком тоне, опираются на построение фраз и подбор слов, чтобы подчеркнуть присутствие и активное участие России, которая обладает большим влиянием и испытывает недовольство. Все это отдает ультиматумом: «Мы были удовлетворены… И мы абсолютно перестали быть удовлетворенными… На этом наше удовлетворение завершилось».
Тем самым Россия демонстрирует (за последние недели на этот счет высказывались сомнения), что поддерживает Асада в наступлении на Идлиб, который должен вернуться под власть Дамаска, поскольку Турция не соблюдает сочинские соглашения, а регион незаконно оккупирован турками и их протеже. Кроме того, после недавней демонстрации силы, когда Россия жестко ответила на уничтожение двух сирийских вертолетов (тем самым она предупредила, что не допустит передачи современного оружия исламским террористам), Москва указала на возможность максимальной поддержки Дамаска. Возможно, она будет даже готова на прямое столкновение с турками и американцами, которые стремятся сеять раздор и грабить Сирию.
Другими словами, как велики ни бы ли бы терпение и осторожность России, после определенной черты выходки дуэта Эрдоган-Трамп станут для нее невыносимыми. Благодаря иранскому примеру она поняла, что американские силы легко могут попасться в ловушку, и что из-за этого не начнется война. Наверное, это важный урок, поскольку осторожность и терпение подходят к своим пределам и могут стать губительным признаком слабости.