Опубликованные 17 февраля статистические данные по японской экономике за четвертый квартал (октябрь-декабрь) 2019 года ужасающи. Темпы роста ВВП минусовые — минус 1,6% по сравнению с тем же кварталом предыдущего года, или минус 6,3% в расчете на год. Это хуже, чем предполагали многие экономисты. Потребление упало на 11%, сделки с недвижимостью — на 10,4%, инвестиции в коммерческий сектор — на 14,1%, экспорт — на 0,4%, импорт — на 10,1%. Это пятый худший квартальный показатель с 2009 года.
И основная причина здесь не внешняя, а внутренняя — резкое увеличение налогового бремени в экономике. В последнем квартале 2019 года общий рост налогов в Японии по сравнению с тем же кварталом 2018 года составил 11,0%. Это привело к резкому падению потребления.
Однако правительство (министр экономики и развития Нисимура) и Банк Японии (председатель Курода) не признают ужасающих последствий провальной налоговой политики на экономическую конъюнктуру в стране. Они упорно твердят об «отдаленном негативном влиянии прошедших в прошлом году тайфунов и аномально теплой зимы».
И к этому добавляется «шок от коронавируса»
Очень важно отметить то обстоятельство, что в приведенной весьма негативной статистике последнего квартала 2019 года пока отсутствуют факторы, связанные с коронавирусом. Они станут понятными позже, когда в середине мая текущего года будут обнародованы экономические показатели за первый квартал.
Все экономисты в один голос утверждают о резком падении китайской экономики из-за коронавируса. Это оказывает серьезное влияние на всю экономическую ситуацию в мире, в том числе и в Японии.
Заметен глазу спад в японской туриндустрии. Переживают недопоставки китайских комплектующих многие японские предприятия. Резко сократилась активность в сфере образовательных и общественных мероприятий. Многие из них отменены на 3 месяца вперед.
Перспективы первого квартала текущего года неблагоприятны. Многие экономисты говорят о возможности повторения отрицательного сценария, сравнимого с последним кварталом 2019 года. Если второй квартал подряд закроется в Японии с «минусовым ростом», то в повестку дня остро станет вопрос об «экономическом спаде». Это потребует принятия нынешней сессией парламента соответствующих дополнений в действующий бюджет, а также разработки правительством дополнительных финансовых мер по некоторому смягчению монетарной политики.
Что же будет с Олимпиадой?
Пусть и забегая несколько вперед, давайте посмотрим, какая сложится ситуация в Японии к маю этого года. В этом контексте делать какие-то предположения сложно, не попытавшись сначала оценить обстановку с точки зрения коронавируса.
По рассчитанной автором на основании большого количества данных модели, к 10 марта количество инфицированных больных во всем мире может составить до 180000-190000 человек, а к 10 апреля увеличиться до 220000 человек. Так что говорить о конце эпидемии к середине апреля не приходится. Именно исходя из этого, я весьма пессимистически оцениваю, например, вероятность государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Японию в апреле.
Выше я уже писал о возможности повторения в экономике Японии в первом квартале 2020 года «минусового сценария развития». Точные данные будут известны в середине мая. Однако уже доступная статистика по промышленности и торговле за январь этого года указывает на пессимистический ход развития событий. Судя по всему, на результатах февраля и марта отрицательное влияние коронавируса проявится в полной мере.
И что же станет с уже расширяющейся сейчас дискуссией о перспективах Токийской Олимпиады?
До конца мая эпидемия коронавируса вряд ли закончится
Вопрос о том, проводить или не проводить в создавшихся условиях Токийскую летнюю Олимпиаду, должен решать Международный Олимпийский Комитет (МОК). Не менее чем за два месяца до старта Олимпиады именно он должен вынести окончательное решение об отмене или проведении Игр. Сделать это необходимо где-то в середине мая.
Главный вопрос будет заключаться в том, издаст или не издаст к этому времени Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) заявление об окончании эпидемии коронавируса 2019n-CoV. По правилам ВОЗ, эпидемия считается закончившейся, если со времени последнего заражения вирусом прошло не менее 28 дней. По моим предварительным расчетам, хотя с первой декады апреля темпы распространения вируса и уменьшатся, число заболевших все равно еще будет прибывать. Здесь возникает большая проблема: сможет ли ВОЗ выпустить к концу мая официальное заявление о прекращении эпидемии?
На этом фоне немаловажным оказалось заявление одного из кандидатов в мэры Лондона, выборы которого по странному стечению обстоятельств должны произойти как раз в мае этого года, о том, «что Лондон готов принять летнюю Олимпиаду-2020 в качестве правопреемника Токио». Это событие произошло в связи с тем, что в мире нарастает восприятие того, что Токио не обязательно должен стать незыблемой площадкой для нынешних Олимпийских игр.
Конечно, весьма болезненным является тот факт, что и Китай, и Япония в глазах Западной Европы и Америки выглядят одинаково. Это в немалой степени определяется теми негативными факторами, что китайское правительство опубликовало данные о распространении вируса только 20 января, а правительство Абэ тянуло с объявлением о введении чрезвычайной эпидемиологической ситуации вплоть до 28 января. Если бы японское правительство начало осуществлять необходимые меры сразу же вслед за объявлением этой ситуации, можно было бы избежать захода в японские порты круизных лайнеров и такой резкой критики действий японских властей со стороны международной общественности.
Исходя из всего сказанного, нельзя исключать вероятности того, что в середине мая нынешнего года может быть принято решение об отмене летних Токийских Олимпийских игр.
Нынешнее японское правительство «слетит»
Если взглянуть на развитие событий в Японии с экономической точки зрения, то следует констатировать развивающуюся в ней сугубо негативную цепочку. Вслед за сильнейшим шоком от роста налогов в последнем квартале 2019 года последовал шок от коронавируса в первом квартале 2020 года. И наконец, во втором квартале нынешнего года можно ожидать шока от отмены Токийской Олимпиады.
Если говорить откровенно, то первые два «шока» можно было бы купировать некоторыми экономическими мерами — точечным снижением налоговых ставок на отдельные товары, введением дополнительных бюджетных расходов и т.п.
Однако разработка мер противодействия негативным последствиям отмены Олимпиады — дело чрезвычайно сложное.
Если Токийская Олимпиада будет отменена, то правительство Абэ безусловно «слетит».
Ёити Такахаси — доктор экономических наук, профессор университета «Каэцу дайгаку», президент частного консультационного центра «Сэйсаку Кобо». В 1980-х годах работал в министерстве финансов Японии, занимал пост начальника отдела. Являлся экономическим советником в секретариате кабинета министров. Считается одним из разработчиков «нового экономического курса» премьера Абэ. Автор многих книг и монографий по экономике.