Что было бы, если бы странный гость с другой планеты приземлился не в США, а в Советском Союзе? Такова фабула фильма «Супермен: красный сын», новой провокационной экранизации романа в комиксах от «Ди-Си энтертейнмент» (DC Entertainment).
Жанр «что, если» в комиксах весьма популярен, и свежий мультипликационный фильм появился не только на фоне обострения напряженности в отношениях с Россией, но и на волне проектов из области альтернативной истории.
К таковым относятся сериал Apple TV + «Ради всего человечества», в котором первыми на Луне высадились Советы, и «Заговор против Америки», грядущая экранизация романа Филиппа Рота (Philip Roth) от компании HBO, в которой президентом становится Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh), США не участвуют во Второй мировой, и там пускает корни фашизм.
Сюжет «Красного сына», впервые опубликованного в 2003 году, изобилует паранойей времен холодной войны. В нем молодой Кал-Эл открывает свои сверхспособности сразу после Второй мировой войны, после чего пускает их на благо государства. Достигнув совершеннолетия в 1950-х годах, даже успевает встретиться с советским вождем Иосфиом Сталиным.
В работе режиссера Сэма Лю (Sam Liu, чьей послужной список включает в себя ленты «Смерть супермена» и «Бэтмен: убийственная шутка») Супермена озвучивает Джейсон Айзекс, а на его груди красуется советский герб с серпом и молотом. (CNN, Warner Bros и DC Entertainment являются подразделениями Warner Media).
«Супермен: красный сын» явно заточен под тех, кто достаточно хорошо знает комикс и его вселенную, поскольку вокруг Человека из стали вращаются знакомые персонажи вроде Чудо-женщины, Бэтмена и Зеленого фонаря — просто в непривычном для себя обличье.
Параллельно с этим Лекс Лютор (озвучка Дидриха Бадера), извечный заклятый враг Супермена, работает над тем, чтобы нейтрализовать угрозу, карабкаясь вверх по карьерной лестнице и подогревая страхи, которые питают платформу «Америка превыше всего» (лозунг кампании Дональда Трампа, — прим. редакции ИноСМИ).
Несмотря на свою красочную мультипликацию, по сути своей «Супермен: красный сын» уходят корнями в геополитический конфликт прошлого и настоящего. Попутно поднимается основополагающий вопрос, что первично — наследственность или среда. То есть можно ли считать Человека из стали хорошим от природы или его героизм — всего лишь побочный продукт патриархальных ценностей Канзаса, где он рос. В фильме 2013 года «Человек из стали» приемный папа Супермена, которого играет Кевин Костнер (Kevin Costner), говорит ему: «Ты должен сам решить, каким человеком ты вырастешь, Кларк, потому что доброму или злому, но тебе предстоит изменить мир».
Супермен всегда нес огромную символическую нагрузку — особенно из-за ярлыка «правда, справедливость и американский путь», который приклеился с радиопередач 1940-х. «Красный сын» неожиданно и вполне успешно исследует вопрос, насколько флаг, которому ты присягнул, определяет судьбу человека и его характер.