Кое-что новое открылось в личности Петра Павленского — человека, который вышвырнул из политики Бенжамена Гриво (кандидата в мэры Парижа от партии президента Макрона — прим. ред.). В 2017 году этот русский активист, который сам себя позиционирует как «политизированного художника», был арестован. Причиной ареста стал поджог им отделения Банка Франции на месте, где стояла когда-то тюрьма Бастилия.
К арестованному художнику поспешил приехать психиатр, чтобы обследовать творца акций еще в момент предварительного ареста. Так вот, в документе об обследовании, с которым смогли ознакомиться журналисты издания «Обсерватер», содержится заключение, что в поведении задержанного мужчины «наличествуют элементы бреда».
Другой специалист по психологическому здоровью, которому поручили провести исследование личности Павленского в следующем, 2018-м году, определил психическое состояние Павленского как пограничное, с наличием «нарциссической основы личности», да к тому же еще и «плохо структурированной». Активист Павленский, активный член самим им же основанного движения «Порно-политика», заинтересовал психиатра еще и «сверхчувствительностью к закону и налагаемым им ограничениям». При столкновении с законом у Павленского возникает «непреодолимое желание нарушить эти самые ограничения». Более того, пациент находит особое удовольствие в «медиа-последствиях своих акций и в реакции на них в социальных сетях». Наслаждается Павленский и «своим последующим заключением в тюрьму, которое символизирует для него протест против всеобщего [незаслуженного] наслаждения жизнью».
Риск рецидива
Доклад эксперта-психолога отмечает, однако, полное отсутствие «ментальных аномалий при совершении незаконных действий», в которых обвинялся Петр Павленский. Подвергшийся суду как психически отвечающий за свои действия человек, художник-активист был в итоге осужден тогда, в 2019-м году, на три года тюрьмы, из которых ему «скостили» два года.
Психолог тем не менее указал в своем экспертном заключении на «повышенную опасность рецидива». Причина этой опасности в том, что «переход от слов к делу представляет [для пациента] весь смысл его существования».
За несколько месяцев до своего преступного деяния (акции «Подсветка» против Банка Франции на площади Бастилии — прим. ред.), осуществленного при помощи его экс-сожительницы Оксаны Шалыгиной, Петр Павленский получил политическое убежище во Франции. В те времена его знали только по его зрелищным перформансам в России: там он себе зашил рот в поддержку «Пусси райот», завернулся голым в колючую проволоку в знак протеста против переизбрания Владимира Путина, а также прибил собственные гениталии к Красной площади в Москве. Проходящий ныне по делу [о вторжении в личную жизнь кандидата в парижские мэры Гриво] Павленский все эти деяния ныне позиционирует как «протестные акции».