Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Nowy Obywatel (Польша): уродливые обличья спорта

© AFP 2020 / FABRICE COFFRINIПрезидент ФИФА Йозеф Блаттер
Президент ФИФА Йозеф Блаттер
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Польше вышла книга «Спорта не существует», которая полностью меняет наше представление о масштабных спортивных мероприятиях. В ней можно найти массу поразительных цифр и возмутительных фактов, иллюстрирующих, как идеи и цели, которые провозглашают МОК и ФИФА, сталкиваются с жестокой правдой о последствиях их деятельности.

Если спорт — это для вас олицетворение самых благородных качеств, а Олимпийские игры — кристально чистая общественная инициатива, служащая благу общества, лучше дальше не читайте. Но если у вас возникают сомнения по поводу разных аспектов крупных спортивных мероприятий или профессионального спорта в целом, а в особенности футбола, то этот текст как раз для вас.

Книга «Спорта не существует» Яна Совы (Jan Sowa) и Кшиштофа Воланьского (Krzysztof Wolański) полностью меняет наше представление о масштабных спортивных мероприятиях. В ней можно найти массу поразительных цифр и возмутительных фактов. Если вы с ними познакомитесь, спорт никогда уже не станет для вас прежним. Недостатком книги можно назвать то, что ее авторы не стесняются выражать свою точку зрения. Фраза «каждый, кто считает иначе, циник», звучит в ней слишком часто. Однако такая манера повествования не мешает изображению того, как идеи и цели, которые провозглашают МОК и ФИФА, сталкиваются с жестокой правдой о последствиях их деятельности.

Мяч круглый, а самое главное — доход

Первые главы посвящены самым популярным видам спорта, то есть преимущественно футболу, который господствует в Европе, а также популярному в США американскому футболу и реслингу. Авторы доказывают функционирующий в рамках общественной дискуссии тезис о том, что футбол имеет мало общего со спортом. Они рассказывают, как начинали создаваться профессиональные футбольные клубы, как завязывались их отношения с бизнесом, как усугублялась зависимость от телевидения.

Именно развитие средств массовой информации произвело в спорте революцию. С тех пор, как встречи любимых команд стали показывать в эфире телеканалов, начался процесс постепенной коммерциализации. Люди, которые регулярно встречаются и идентифицируют себя с конкретной маркой, оказались идеальной целью для предпринимателей, стремящихся заявить о себе. Спорт превратился в элемент безудержного потребления. Он был одновременно и идеальным инструментом, позволяющим его подстегнуть, и прекрасным рекламным носителем.

Ярким примером того, как выглядел этот процесс, стал Бутан, который казался последним бастионом антиглобализма. Все изменилось после показа трансляции с проходившего во Франции чемпионата мира 1998 года. На протяжении столетий Бутан игнорировал явления, которые нес прогресс. В стране жили в соответствии с буддийскими ценностями, то есть превозносили скромность и честность, не стремились к преходящим благам, радовались простым маленьким событиям ежедневной жизни. Лидер страны, желая подчеркнуть самобытность своего народа, заявил о стремлении к преумножению не ВВП, а «валового национального счастья». К сожалению, он совершил ошибку, поставив в столице большой экран, на котором можно было следить за чемпионатом мира. Народ охватила эйфория, так что король открыл границы для империи Руперта Мердока.

Каковы были эффекты? Рис гнил на полях, потому что погрузившиеся в медийные глубины крестьяне, не хотели его собирать. Проведенные четырьмя годами позднее исследования показали, что примерно 30% девочек стали мечтать осветлить кожу и волосы. При этом 35% родителей заявляли, что им больше нравится смотреть телевизор, чем заниматься детьми. Ужасающими оказались данные, касающиеся преступности. В спокойной стране стали совершаться преступления, о которых раньше никто даже и не слышал (изнасилования лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией). Единственным новым фактором было появление телевидения, которое начало определять цену спорта.

В 2012 году в Польше должны были пройти соревнования по лыжному двоеборью. К сожалению, ни один телеканал не заинтересовался ведением трансляции, а это создало проблемы с поиском спонсоров, то есть извлечением прибыли. Людям, управляющим спортом, нужны не достижения или результаты, интересует их другое. Президент «Барселоны», одного из крупнейших спортивных клубов мира, Жозеп Бартомеу (Josep Bartomeu) формулировал свою цель так: «Более миллиарда прибыли в год».

Олимпийский огонь уничтожения

Что нужно сделать, чтобы организовать самое главное спортивное мероприятие на земном шаре? Выбирая страну-хозяйку, МОК принимает во внимание следующие аспекты: уровень мотивации, задумка, долгосрочные выгоды, политическая и финансовая поддержка, спортивные объекты, гостиничная база, транспорт, безопасность, общественное мнение и опыт. Однако, как пишут авторы книги, чтобы организовать Олимпийские игры, нужно просто потратить неприличное количество преимущественно государственных денег.

Защитники идеи проведения Олимпиад говорят о популяризации физической культуры, развитии городов, повышении уровня жизни населения или выгодах, которые может извлечь туристическая сфера. Сова и Воланьский доказывают, что олимпийское движение не приносит той пользы, какую ему приписывают. Долгосрочные исследования показали, что «Олимпиада не привела к популяризации какого-либо вида спорта ни в одной стране». Более того, в Великобритании, которая проводила это мероприятие в 2012 году, в 29 из 20 исследованных дисциплин количество занимающихся ими людей уменьшилось.

Не внушают оптимизма и данные, касающиеся уровня жизни в странах, которые принимали масштабные спортивные мероприятия. В 2014 году жителей Порту-Алегри спросили, как отразился прошедший в Бразилии чемпионат мира по футболу на их жизни. Большинство респондентов ответили, что стало хуже. В этом нет ничего удивительного. Эта страна за короткий промежуток времени успела принять Панамериканские игры и футбольный чемпионат. Ей пришлось создать разветвленную инфраструктуру, в которую вложили огромное количество государственных средств (Олимпиада — 11 миллиардов долларов, чемпионат — 14 миллиардов). Построенные объекты стоят пустыми, а школы и больницы продолжают требовать финансирования. Символом проблем стали поля для гольфа. В Рио-де-Жанейро было два таких комплекса. В рамках Олимпиады их, разумеется, не задействовали. Мэр города Эдуардо Паес (Eduardo Paes) заявил, что миллиардер Мауро (Pasqualo Mauro), выступавший основным спонсором его избирательной кампании, построит новый комплекс на территории заповедника, который прилегает к новому жилому кварталу (возводит его тот же Мауро). Разумеется, прошли массовые протестные акции, но это уже никого не интересовало.

Проблемы присутствуют не только в Бразилии. В 2015 году были опубликованы результаты исследования, в котором анализировалось воздействие крупных спортивных мероприятий на экономику. В 16 случаях не было отмечено ни роста экономики, ни увеличения числа рабочих мест, в 7 — наблюдался непродолжительный прогресс, а в 3 — негативные явления. Отсутствие явных положительных сдвигов и присутствие отрицательных, как рост цен на недвижимость на 150% и бесполезная трата государственных средств, оборачивается тем, что люди задаются вопросом «для кого устраивают эту Олимпиаду»?

Накануне Игр в Атланте в 1996 году 9 тысяч бездомных поместили под арест, чтобы их вид не испортил спортивный праздник. В подготовке к прекрасному, наполненному радостью фестивалю мешали многие люди. Например, перед Олимпиадой в Пекине из домов выселили 1,5 миллиона людей. Организация «Эмнести Интернешнл» била тревогу в связи с выселением людей накануне сочинской Олимпиады, а также с тем, что на стройках объектов для чемпионата мира по футболу в России и Катаре использовался рабский труд. В 2006-2013 годах в одном Рио-де-Жанейро переселили 74 тысячи человек.

Символом того, что олимпийское движение выше прав человека, стала фавела Вила Аутодрому, находившаяся поблизости от трассы «Формулы-1». Бразильская конституция гласит, что каждый, кто проживет на том или ином участке в течение пяти лет, может получить на него права. В 1994 году это подтвердил суд, позволив жителям района пользоваться его территорией в течение 99 лет. Что с того! В 2015 году его с подачи мэра сравняли с землей, чтобы построить Олимпийский парк.

Всем, кому кажется, что это скандал, а у нас ничего подобного не происходит, авторы предлагают ознакомиться с историей ярмарки «Европа», располагавшейся на Стадионе Десятилетия. Там можно было встретить людей, бежавших по политическим причинам из Китая и Вьетнама. Это явление было настолько интересным, что антропологический журнал «Контексты» посвятил ему специальный номер. Ярмарку, разумеется, закрыли, а на ее месте возвели Национальный стадион. Чемпионат Европы по футболу 2012 года тоже был примером того, как «облагораживали общественное пространство». Жестокие сцены разыгрались на Украине, где мэры городов решили избавиться от бездомных собак. Их отстреливали, травили и передавали компании, занимающейся утилизацией отходов. Как сообщалось, появились даже мобильные крематории, в которые попадали в том числе живые животные…

Общие блага на условиях исключительности

Вы можете вообразить себе такую ситуацию, что появляется Международная федерации пиццы, вводящая правила ее изготовления, продающая лицензии на ее производство и, что самое важное, указывающая, какие ингредиенты допускается использовать? Звучит абсурдно, но именно такими организациями авторы книги изображают МОК и ФИФА, которые присвоили себе права на самые обычные, не имеющие владельцев сферы нашей жизни. Это чем-то напоминает деятельность фармацевтических концернов, которые делают по существующим не первое десятилетие рецептам дорогие лекарства и держат их под своим контролем.

В попытке унифицировать соревнования во всех странах мира не было бы ничего дурного, если бы международная феде(корпо)рация не запрещала продавать в их ходе любую другую картошку фри помимо той, что предлагает один из спонсоров. Компании, размещающие свой логотип рядом с пятью олимпийскими кольцами, не признают конкуренции. Мало того, за пользование товарами и услугами других фирм вводят штрафы, а за соблюдением этих правил следят специальные суды.

Во время чемпионата мира в ЮАР ФИФА потребовала создать специальные суды, работавшие в 56 местах. Это были сверхбыстрые органы правосудия, которые охраняли навязанные федерацией правила и выносили вердикты в течение 24 часов (разумеется, за деньги налогоплательщиков). Они, например, занимались случаями появления на стадионе людей в одежде, цвета которой ассоциируется с рекламными кампаниями фирм, не входящих в число спонсоров, или пребывания в зоне селфи с продуктами, не включенными в список ФИФА. Вы предпочитаете «Пепси», а не «Кока-колу»? Берегитесь! Международная федерация футбола считает, что это преступление, за которое следует карать шестью месяцами ограничения свободы.

МОК в этом плане ничуть не лучше. В 2012 году он добился запрета на использование выражений, в которых слова «Олимпиада» и «две тысячи двенадцатый» используются одновременно со словами «Лондон», «медали», «золото», «серебро», «бронза», «спонсор». Подытожим: орган, который мы не контролируем, узурпирует права на общие блага и за наш счет помогает заработать на них своим спонсорам.

В последнее время на образ олимпийского движения заметно повлияли хозяева соревнований. Бразилия и Россия — страны, где царит коррупция и нарушают права человека, Южная Корея переусердствовала с роскошью, а Великобритании не стоило вешать на Тауэрском мосту гигантский логотип Игр за 300 тысяч долларов!