2 марта у православных христиан начинается Великий пост. Между тем вера по-прежнему остается одним из фронтов продолжающегося конфликта между Россией и Украиной.
Это необычный оборот событий для двух стран, которые во время своего пребывания в составе Советского Союза — то есть в течение большей части прошлого века — были официально атеистическими. Хотя СССР распался меньше трех десятков лет назад, сейчас это кажется далеким прошлым. Любой, кто много времени проводил в России в девяностых и двухтысячных, как это делал я, не мог не заметить восстановление закрытых и заброшенных церквей и строительство новых.
Россия стала более религиозной
Эти наглядные перемены в российских городах, поселках и деревнях сопровождались переменами в обществе. Согласно исследованию Центра Пью, опубликованному в 2014 год и основанному на данных, собранных между 1991 годом, в котором Советский Союз прекратил существовать, и 2008 годом, «доля взрослых русских, определяющих себя как православных христиан, возросла за этот период с 31% до 72%».
У этой религиозности, впрочем, была одна важная характеристика: люди охотно объявляли себя православными, но лишь сравнительно немногие из них регулярно ходили в церковь. По данным того же исследования, таких было «не более десяти процентов».
Тем не менее, несмотря на это, не вызывает сомнений, что роль веры в общественной жизни сильно возросла по сравнению с атеистическими временами коммунизма.
Растущее влияние церкви на повседневную жизнь
Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков намекнул, что всенародное голосование по предлагаемым поправкам к Конституции было приурочено к окончанию поста (фактически он отвечал на вопрос о том, была ли дата голосования специально назначена на 22 апреля, потому что это день рождения Ленина).
Церковный календарь влияет на повседневную жизнь, как никогда не влиял при коммунизме. Теперь даже кафе и рестораны в России учитывают потребности тех, кто соблюдает предписываемые православной церковью во время поста пищевые ограничения —фактически это означает веганскую диету.
Одновременно этот период возвращения к религиозному наследию стал также временем перехода к более решительным действиям на мировой арене. В конфликте с Украиной, у которой Россия в 2014 году аннексировала Крым, православная вера стала еще одним полем для конфронтации.
Духовное отделение Украины от России
В январе 2019 года духовный глава православных христиан всего мира патриарх Варфоломей предоставил украинской церкви независимость от Московского патриархата.
Может показаться, что речь идет о сугубо духовном споре, интересном только для теологов. Но это не так. На фоне отношений между Украиной и Россией и стремления России выглядеть защитницей традиционной идеи христианской культуры, это вопрос не только благочестия, но и политики.
Недаром президент Украины Петр Порошенко назвал это «еще одним актом провозглашения независимости Украины».
Помпео выразил поддержку курсу украинской церкви со стороны США
Россия была недовольна. Путин даже заметил, что этот раскол может привести к кровопролитию. Он также резко критически отозвался о решении госсекретаря Майка Помпео обсудить этот вопрос в ходе визита в Киев, назвав его «абсолютно недопустимым».
Помпео, впрочем, это не слишком обеспокоило. Снова посетив Украину в январе 2020 года, он встретился с митрополитом Епифанием, главой новой церкви, явно продемонстрировав таким образом свою поддержку.
Поддержка, оказанная украинской церкви Вашингтоном, определенно не убедила Русскую православную церковь больше не поднимать этот вопрос. В своем интервью перед проходившей в феврале встречей глав и представителей поместных православных церквей в столице Иордании Аммане глава отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион жестко отозвался как о патриархе Варфоломее, так и об украинской церкви. «Раскол невозможно уврачевать путем простой легитимизации действий раскольников», — заявил он.
Сейчас, когда украинские дела вызывают в США больше споров, чем когда-либо, и ходят слухи о том, что Россия стремится помочь Трампу переизбраться на президентский пост, этот духовный конфликт имеет последствия, далеко выходящие за пределы бывшего Советского Союза.