Решением Народного собрания от 5 марта 1990 года, дата третье марта объявлена национальным праздником Болгарии. В этот день в 1878 году в небольшом городке Сан-Стефано (ныне жилой район Стамбула Ешилькёй) был подписан мирный договор между Россией и Османской империей, положивший не только конец войне между ними, но и начало восстановления болгарской государственности после почти пятивекового османского господства.
Бесспорно, Русско-турецкая война 1877-78 годов и ее последствия стали плодом интересов Великих держав ХIX века — Великобритании, Австро-Венгрии, России, Франции, Германии и Италии. Четыре месяца спустя после подписания Сан-Стефанского мирного договора на Берлинском конгрессе в середине 1878 года, указанные в нем условия были полностью переоформлены. В результате, Болгария не только оказалась разделенной, но и часть исконно болгарских земель была передана соседним с ней государствам.
Именно эти обстоятельства побуждают многих болгар и по сей день отстаивать идею, что национальным праздником страны следовало бы объявить либо день Воссоединения Болгарии 6 сентября, либо день провозглашения Независимости — 22 сентября. В качестве аргумента в поддержку подобного мнения подчеркивается, что оба эти события являются плодом всецело болгарских усилий без какого-либо внешнего вмешательства. И все же, нельзя забывать о том, что, не будь освобождения, как воссоединение, так провозглашение независимости были бы невозможными.
На самом деле, День освобождения Болгарии впервые был отмечен 19 февраля 1879 в нашей древней столице Тырново, а с 1888 года до конца Второй мировой войны на эту дату отмечался День освобождения Болгарии от османского владычества. Затем последовали долгие годы, когда этот праздник оставался как бы в тени. Лишь только в 1978 году однократно была отмечена 100-ая годовщина Освобождения. Десять лет спустя праздник был объявлен официальным, а с 1991 года мы чествуем его как национальный праздник.
Что означает Третье марта для нас, современных болгар? И насколько мы вникаем в суть этой даты?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны вернуться много лет назад и попытаться почувствовать настроения, охватившие болгарский народ в XIX веке. Для Балкан это переломный период — время восстаний и борьбы за независимость. Эхо национальных течений и идеологии, набравших силу в Европе, получает отзвук и в Османской империи. Подобно другим балканским народам до нее, и Болгария встает на путь к свободе. Болгарское национально-освободительное движение восходит на свою «Голгофу» в 1876 году, когда преждевременно вспыхнувшее Апрельское восстание было жестоко подавлено и утоплено в крови. Все эти жертвы, однако, оказались ненапрасными. Пробуждение национального самосознания болгар уже стало фактом.
Эта попытка революции в очередной раз привлекла внимание Европы к Балканам, но уже был поставлен и болгарский вопрос. В этом контексте, Россия, долго лелеявшая реванш после Крымской войны (1853-1856 гг.), решила атаковать ослабшую Османскую империю. 24 апреля 1877 года была объявлена двенадцатая Русско-турецкая война.
В результате, 3 марта 1878 года (19 февраля по старому стилю) был подписан предварительный Сан-Стефанский мирный договор. Болгария получила мимолетное национальное объединение. Но последовавший совсем скоро Берлинский конгресс оформил совсем иную реальность, предопределенную договоренностями между великими державами. Тем самым, однако, были раскрыты и страницы борьбы за национальное объединение. Вот почему, кажется неправильным связывать дату Третье марта всего лишь с концом Русско-турецкой войны, участие болгар в которой в некоторой степени ограничено. Третье марта — это дата, когда в истории отмечается возрождение болгарской свободы. В этот день окончательно был пройден нелегкий, но героический пятивековой путь к созданию третьего болгарского государства. Это дата, отметившая новое начало, после которого Болгария встала на новый путь, не менее тернистый, изобилующий испытаниями, неволями, но и серьезными успехами.