Сейчас модно сравнивать события в Новых Санжарах и Винниках с Революцией достоинства. Мол, тогда народ объединился ради светлых идеалов, а сейчас какие-то дикари — ради средневековых предрассудков. Какая деградация общества!
Так вот, как участник Революции достоинства скажу, что объединялись в ней очень разные люди вокруг очень разных представлений о том, вокруг чего они объединяются. Одна активистка писала мне слезные просьбы выходить на Майдан, потому что «Янукович не хочет, чтобы Украина вступила в ЕС». Я спросил тогда, принимают ли нас в ЕС? «Да, только Янукович передумал», — уверенно ответила она.
«Пусть в кабинете министров знает каждый пес: Украина — это ЕС!» — было написано на плакате возле главного почтамта. И мало кто задумывался над тем, что соглашение об ассоциации с ЕС — это не членство в ЕС, это даже не приглашение к членству в ЕС. Ибо вряд ли Палестинскую Автономию, Ливию или Азербайджан можно считать государствами, которые движутся к членству в Евросоюзе.
То есть на Майдане тогда собрались все, кто так или иначе был недоволен политикой власти: за то, что власть не говорит грамотно на украинском языке, то ли оттого, что она душит предпринимателей, из-за эстетических или геополитических симпатий, или из каких угодно других причин. Естественно, в Киеве был большой процент образованных граждан, которые так или иначе возглавили процесс.
Если вынести за скобки провокаторов, как в Винниках и Новых Санжарах 2020-го года, так и в Киеве 2013-го года, люди вышли (как они считали) за будущее родного края, против ужасной угрозы, которая над ним нависла. Кстати, за это же выходили и жители Донбасса весной 2014 года. Но только верили они в угрозу «западенского фашизма» — точно так, как жители Винников поверили в угрозу «китайской заразы».
А еще на Крещатике во время Революции достоинства вывесили огромный портрет Степана Бандеры. Напомню о том, что Организация украинских националистов (запрещенная в России организация — прим. ред.) под руководством Степана Бандеры в 1941 году распространяла листовки и газеты, в которых прямо возлагала вину за преступления большевизма на евреев Украины. «Наступило время расплаты с голодом и бедами, причиненными вам глупым колхозным строем и большевистско-еврейской диктатурой! — призывали бандеровцы. — Вы превратились в нищих, а ваши вышиванки носят жиды!» А потом тысячи украинских евреев стали жертвами «мести» своих соседей-украинцев, которые поверили бандеровской агитации. И никакие аргументы о том, что евреи на самом деле далеко не все поддерживали большевиков, они даже были жертвами большевизма, тогда не сработали.
Через два года на Волыни бандеровцы закрепили свой успех — на этот раз против польского населения. Распространялись слухи об уничтожении польскими националистическими отрядами украинских сел на Холмщине, а после этого местное население — кто добровольно, а кто и под страхом смерти — шло убивать своих соседей-поляков. Об этом, в конце концов, всем известно, что только некоторые оправдывают подобные действия тем, что «революция не делается в белых перчатках», «война есть война», «поляки тоже не святые» и главное — «они боролись за свободную Украину!». Кстати, тогда тоже никто не представил доказательств, что польские соседи представляют какую-то угрозу. Просто брали и убивали.
Ну и когда жители Новых Санжар забросали камнями автобусы с эвакуированными из Китая — они тоже не против Украины боролись. Наоборот: пытались защитить Украину от смертельной заразы. Можно объявить их действия освободительным восстанием и установить на месте восстания монумент.
Это я не к тому, что бандеровцы плохие или протестующие против эвакуированных из Китая — хорошие. Это я к тому, как поступки людей с довольно ложными, даже дикарскими представлениями о ситуации можно оценивать в зависимости от собственных убеждений. Вот какой-то украинский националист Петр оправдывает бандеровца, который замучил польскую семью на Волыни в 1943 году: «Он на своей земле! А они чего понаехали на наши земли? Хотели нас тут всех поубивать и ассимилировать!». А вот какой-то русский националист Петр оправдывает представителя ДНР, проводящего пытки в подвалах Донецка: «Он защищал свой город! Зачем фашисты приехали в Донбасс? Надо было молча смотреть, как тебя убивают?». А потом мы удивляемся, что какой-то вполне как будто бы адекватный певец или киноактер поддержал террористов из Донбасса. «Да как он мог?» А вот просто. У нас же поддерживают тех, кто совершал погромы и этнические чистки во время Второй мировой? Да и княгиня Ольга с ее уничтожением древлян, король Даниил с карательными экспедициями на Подолье или Хмельницкий, который отдавал татарам в рабство греко-католиков, не вызывают осуждения у большинства украинцев.
Поэтому предлагаю не беспокоиться из-за конкретных жителей конкретных населенных пунктов, которые в какой-то конкретной ситуации немного погорячились. Наша история — как более отдаленная, так и недавняя — полна очень нехорошими поступками, которые иногда даже описывали красивыми и гордыми словами. Лучше трезво посмотреть на происходящее, понять, кто был провокатором в данной ситуации, и решить, как на это реагировать. А бесконечное забрасывание оскорблениями наподобие «быдло», «дикари» и так далее — это довольно контрпродуктивно. Ну и на собственную историю не помешало бы посмотреть без розовых очков — самокритичность еще никому не помешала.