В кризисе идентичности Россия всегда являлась заложницей самой себя. Вечная империя, обремененная своей историей, географией и идеологией, платит цену за присущие ей евразийские черты. Эти черты лишены гармонии как с географической, так и демографической точки зрения, ведь 70% всего населения проживает в европейской части страны, 70% территории которой находится в Азии. Да, это затрудняет решение кризиса идентичности.
Славянская православная Россия видит в Западе этнического и религиозного врага, который представляет угрозу для ее жизненно важного европейского пространства. В ответ она не может использовать свою принадлежность к Востоку, где на юге сталкивается с исламским миром (Центральная Азия и Северный Кавказ), а в другом направлении с китайским гигантом, желающим воспользоваться огромными географическими и демографическими «пробелами» на Урале и в Сибири.
Неспособность России найти себя и место в мире стала очевидна после поражения в холодной войне и возросла в битве за восстановление влияния на глобальной арене. Поэтому российская политическая и культурная элита использовала национализм, ставший ответной реакцией на пренебрежение и маргинализацию, которые народ перенес перед лицом масштабной американской экспансии вплоть до границ Украины и Грузии. Этим воспользовался и сам президент Владимир Путин, чтобы пересмотреть идентичность страны, связав национализм и патриотизм с российской географией.
Подъем русского национализма и связь его идеологического и этнического компонентов с особенностями географии государства, предоставили правящей элите возможность сформировать новую российскую нацию, сохранив те ее черты, что всегда создавали препятствие для внедрения чуждых ей либеральных и других идей, защищая систему ценностей, которая была одной из главных опор империи в царскую эпоху и даже во времена СССР. В этой системе даже в советский период присутствовал славянский фактор. Как пишет автор книги «Черный ветер, белый снег» Чарльз Кловер (Charles Clover), несколько лет проживший в России, эти идеи нашли большое признание среди российских военных и силовиков. Они увидели в них спасение от маргинализации государства, маячившей на горизонте после окончания холодной войны между западным и восточным блоками.
На пути к сохранению доминирующего положения над государством и обществом, Путин неоднократно перестраивал политический курс, искал баланс между центрами власти и препятствовал появлению фигуры, способной его заменить. В результате, по окончании периода с 2000 по 2024 год, когда придет к концу президентский срок Путина, российское общество столкнется с кризисом, пытаясь найти ему преемника.
Отсутствие таких фигур как объективная реальность или итог целенаправленной путинской политики позволило российскому президенту предложить конституционные поправки, голосование по которым состоится 22 апреля. Согласно им, властные полномочия будут распределены между президентом, законодательной и исполнительной властью. Большая роль отводится Государственному совету, который, как ожидается, возглавит Путин. Место в совете и ограничения полномочий нового президента позволят Путину сохранять абсолютную власть в качестве гаранта мощи государства и символа его идентичности.
Эксперт по российской политике Самир Ильяс (Samir Ilias) опубликовал статью на эту тему под названием «Изменения в российской Конституции: вечная неприкосновенность Путина». По словам автора, похоже, российский президент стремится принять новую конституцию, определяющую новый характер политической, социальной и экономической системы страны и ее внешней политики, объединяя лозунги царской и советской России. Его цель — построить религиозное националистическое капиталистическое государство, способное существовать только в «путинских» условиях.