Всего за неделю в отношениях Турции с другими странами произошел радикальный переворот. Сначала произошла кровавая атака на турецких военных под Идлибом, в результате которой 36 солдат погибли, и многие получили ранения. Турецкие вооруженные силы не сталкивались с такими потерями уже несколько десятилетий, даже на пике конфликта с Рабочей партией Курдистана. Тот факт, что ответственность за эту атаку лежит на российских ВКС, демонстрирует ужасные последствия сотрудничества с государством-изгоем.
Российская Федерация — это государство-изгой, которое пытается восстановить по крайней мере часть своего прежнего «сверхдержавного» блеска. Авторитарный характер режима позволял советским властям открыто игнорировать международные законы и процедуры, когда это им выгодно. Такой поход достиг своего апогея в период правления Иосифа Сталина. Тогда происходили страшные, жестокие расправы — даже по меркам Второй мировой войны, — такие как Катынский расстрел, когда было убито 4 тысячи пленных польских офицеров, или отказ остановить разрушение Варшавы нацистами, несмотря на то, что отряды Красной армии находились на берегах реки Висла, — тогда два боевых подразделения СС полностью уничтожили Варшаву. Можно долго рассказывать об ужасных ошибках и преступных действиях Советского Союза во внешней политике — как во время Второй мировой войны, так и в период холодной войны. Однако «цель оправдывает средства»: советские власти использовали социалистическую мечту, чтобы оправдывать все свои ошибки и преступления. Вместе с рухнувшей советской структурой рухнула и самая большая надежда человечества на светлое будущее, оставив после себя огромную пустоту и разочарование.
Идеология канула в лету, но методы остались. Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Борис Ельцин, Дмитрий Медведев и Владимир Путин пользовались одними и теми же методами. Единственный раз, когда Советский Союз решил действовать в международных отношениях в соответствии с общепринятыми нормами, — это когда под руководством Михаила Горбачева он открыл новую главу в своих связях с внешним миром. Однако в конце концов американские неоконсерваторы жестоко его обманули. В результате внешняя политика России вернулась к своим первоначальным установкам.
Возможно, Россия не хочет снова в полной мере обрести статус сверхдержавы, однако ее цель остаться господствующей державой в своем регионе все еще актуальна. И она будет следовать этой цели вопреки всем обстоятельствам, о чем свидетельствуют ситуации с Грузией, Нагорным Карабахом, Чечней, Крымом и Украиной. Сирию, старого союзника СССР, Россия тоже рассматривает как территорию своего политического влияния. Военно-морская база в Тартусе и две другие военные базы стали главными причинами, по которым Россия решила непосредственным образом вмешаться в сирийский конфликт, чтобы поддержать режим Башара Асада.
Это могло сработать в случае с Сирией, но сирийский режим был слишком коррумпирован, чтобы его можно было реформировать, в результате чего началась гражданская война. Иран находится в такой же ситуации — там нет никаких возможностей для развития демократии. Ситуация России немного иная, но сотрудничество между Турцией и Россией в вопросе строительства атомной электростанции стало первым и очень важным шагом Москвы. Когда этот проект будет завершен, он станет первым примером за всю постсоветскую эпоху, когда Россия экспортировала сложные гражданские технологии.
Ни один из этих шагов не обернулся успехом. Напротив, Турция оказалась втянутой в открытую войну против режима Асада, а ее военный конфликт с Ираном и Россией едва удается скрывать. Нам необходимо пересмотреть все наши политические расчеты в отношении этих трех стран, проанализировать наши ошибки и разорвать с ними связи.
Между тем мы оказались в очень печальной ситуации по поводу отношений с Евросоюзом. С момента расширения его границ в 2005 году Евросоюз находится в состоянии перманентного политического кризиса. Кризис евро 2009 года, кризисы в отношениях с Венгрией и Польшей, Брексит и глубокий разрыв между европейскими лидерами и президентом США Дональдом Трампом постепенно заставили Евросоюз углубиться в свои собственные проблемы. Отношения с Турцией вряд ли могут стать еще хуже (хотя такая возможность сохраняется), а турецкая политика «открытых дверей» в отношении мигрантов только усугубит вражду.
Россия думала, что Турция блефует в Сирии. После трагедии в Идлибе и гибели 36 турецких солдат Турция нанесла ответный удар, уничтожив целый полк сил Асада, а также два самолета, множество бронемашин и реактивных установок. Этот шаг удивил россиян. В результате Россия немедленно согласилась на двустороннюю встречу президентов России и Турции, которой ранее она старалась избежать. Будет ли этого достаточно для того, чтобы остановить войну и сохранить за Идлибом статус места, безопасного для оппозиции? Пока это лучший из имеющихся вариантов.
Мы не можем и дальше обострять наши отношения с Евросоюзом, и мы должны прийти к пониманию. Евросоюз проигнорировал вопрос беженцев, думая, что Турция блефует. Если Евросоюз и дальше будет игнорировать нужды Турции, прячась за своими законодательными процедурами, решение не будет найдено, и в долгосрочной перспективе пострадают обе стороны.
Между тем Турция больше не может вести свою политику «открытых дверей», потому что в стране вновь возникла проблема незаконной перевозки людей, и теперь она становится более организованной. Это превратит Турцию в международный узел незаконной миграции в Европу, что крайне пагубно скажется на Евросоюзе и обернется катастрофой для внутренней политики Турции. Пришло время всем открыть свои карты, начать играть честно и найти пути выхода из этой ужасной ситуации.