Российские подводные лодки появляются все чаще и все дальше, чем за все время после окончания холодной войны. Их возросшая активность вынудила НАТО принять ответные меры: альянс командировал множество патрульных самолетов обнаруживать и отслеживать российские подлодки и тренироваться их топить (так в тексте — прим. ред.).
Но есть признаки того, что Россия отвечает тем же, отправляя свои патрульные самолеты на юг дальше обычного. Эскалация указывает на растущую готовность обеих сторон к войне. Британские и норвежские истребители Typhoon («Тайфун») и F-16 дважды поднимались в воздух в конце февраля 2020 года на перехват пары патрульных самолетов Ту-142 Северного флота России. Ту-142 залетели дальше на юг, чем обычно, и приблизились к воздушному пространству Норвегии.
«Над морским пространством к северу от Норвегии эти российские самолеты появляются относительно регулярно, — заявил изданию «Баренц обсервер» (The Barents Observer) представитель норвежских вооруженных сил майор Брюньяр Стурдал (Brynjar Stordal). — Но так далеко на юг, как на этой неделе, они залетают нечасто».
Российские самолеты пролетели над Баренцевым морем к северу от Кольского полуострова, а затем повернули на юг к так называемому Фареро-Исландскому рубежу, «бутылочному горлышку» в Северной Атлантике.
«Прорыв Фареро-Исландского рубежа в потенциальном конфликте окажется крайне важным для российского военно-морского флота и защиты подводных лодок с баллистическими ракетами, которые патрулируют Баренцево море и Северный Ледовитый океан», — сообщило издание «Баренц обсервер».
Полеты Ту-142 совпали с началом крупных учений НАТО в Норвегии. В учениях «Холодный ответ» (Cold Response) принимают участие 15 тысяч солдат из девяти стран альянса. «В прошлом мы наблюдали, как учения союзников в наших окрестностях привели к некоторому росту активности со стороны российских наблюдателей, как и на сей раз», — сказал Стурдал.
В своих масштабных военных играх НАТО не одинока. ВМФ России в середине октября 2019 года вывел на крупнейшие подводные маневры страны со времен холодной войны восемь подводных лодок.
Восемь подводных лодок, из них шесть атомоходов, вышли из своих заполярных баз в холодные воды Баренцева и Норвежского моря. В то же время для испытаний и подготовки туда отправились еще две лодки — атомоходы класса «Барракуда» — «Псков» и «Нижний Новгород».
В совокупности эти 10 кораблей составляют порядка 20% российских подводных сил. Для сравнения, Тихоокеанский флот США с его примерно 30 подводными лодками еще совсем недавно, в 2013 году, мог развернуть в сжатые сроки лишь восемь подлодок.
Более дюжины патрульных самолетов НАТО провели ряд вылетов, чтобы обнаружить российские подводные лодки и отследить их передвижения. За транспондерами самолетов следили любители с коммерческим оборудованием.
Сколько именно натовских подлодок принимало участие в «охоте», неизвестно.
Всего с 25 октября по 7 ноября 2019 г. самолеты НАТО совершили более 40 вылетов. С норвежского аэродрома Андёйя вылетали шесть P-3 норвежских ВВС, четыре P-8 ВМС США и CP-140 канадских ВВС. По крайней мере еще один P-8 вылетал из исландского Кефлавика. Самолет Atlantic 2 ВМФ Франции вылетал с аэродрома Прествик в Шотландии.
Российские подводные лодки также расширили свою зону патрулирования в Атлантике к восточному побережью США. В ответ флот США в марте 2020 года делает то, чего не делал несколько десятилетий — отрабатывает защиту конвоев.
Но как показывает всплеск воздушной активности российских патрулей, НАТО — не единственная, кто готовится к подводной войне.