Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считает, что у него есть полное право жаловаться на огромное бремя, которое вынуждена нести его страна в результате продолжительной гражданской войны, происходящей вдоль границы с соседней Сирией. Девять лет жестоких боев привели к появлению примерно 4 миллионов сирийских беженцев, пытающихся найти убежище на юге Турции, а такого рода вызов способен исчерпать все ресурсы даже наиболее развитых европейских государств.
На самом деле, широко распространенный среди европейских лидеров консенсус относительно того, что турки находятся в опасности из-за огромного количества сирийских беженцев, пересекающих турецко-сирийскую границу, был ключевой причиной принятого в 2016 году решения Европейского союза о выделении Анкаре 6 миллиардов евро для покрытия расходов, связанных с предоставлением беженцам убежища, продуктов питания и предметов первой необходимости.
Еще одна причина щедрости Брюсселя была связана с хорошо обоснованной озабоченностью по поводу того, что при отсутствии такого рода помощи Анкара может просто открыть свои границы, и тогда в Европу хлынут миллионы людей в поисках убежища. Именно эту тактику турки успешно использовали раньше для оказания давления на Евросоюз.
Г-на Эрдогана сложно воспринимать в качестве невинной стороны в сирийском конфликте, хотя именно такое представление он хотел бы навязать всему миру. В действительности, турецкий лидер несет такую же долю ответственности за происходящее, как и режим Асада вместе с его российскими и иранскими сторонниками за создание очередного кризиса с беженцами, поводом для которого стало недавнее военное вторжение Турции на севере Сирии.
Наступление Турции соответствует давним амбициями г-на Эрдогана, который хочет установить контроль над значительными частями территории на севере Сирии, тогда как все его действия направлены на достижение конечной цели — на свержение Асада и установление исламистского правительства в Дамаске.
С этой целью Анкара поддерживает пестрый набор исламистских военизированных формирований, многие из которых связаны с такими антизападными организациями как «Аль-Каида» и «Исламского государство Ирака и Леванта» (запрещенные в России организации — прим. редакции ИноСМИ). Г-н Эрдоган, стремящийся к захвату части территории соседнего государства, несет серьезную ответственность за участие в раздувании конфликта в ходе недавней эскалации насилия.
Однако это не удержало его от использования старых трюков, — он вновь стал давить на Евросоюз, угрожая в противном случае затопить Европу новой волной беженцев. Однако на этот раз вместо финансовой помощи он требует, чтобы Европа поддержала его военное вторжение на севере Сирии.
Однако не подлежит сомнению, что Анкара, поддерживающая повстанческие группировки в Идлибе, намеренно нарушает территориальную целостность другого суверенного государства, а такого рода действия являются явным нарушением Устава ООН и международного права.
Настоящая причина военных операций Анкары в Сирии противоречит утверждениям Турции о том, что эти действия предпринимаются в первую очередь для того, чтобы предотвратить образование нового потока беженцев из Идлиба.
Именно к такому заключению пришли послы стран НАТО на прошлой неделе на чрезвычайном саммите по обсуждению возмутительного шага г-на Эрдогана, который потребовал введения в действие Статьи 4 (так в тексте, хотя явно речь идет о статье 5, — прим. редакции ИноСМИ) основополагающего Североатлантического договора, согласно которой член НАТО может обратиться за поддержкой, если он считает, что его территориальная целостность и безопасность находятся в опасности.
Откровенная наглость г-на Эрдогана, заявляющего о том, что Турция является жертвой, тогда как его собственный войска нарушают территориальную целостность Сирии, не осталась незамеченной для лидеров НАТО. Они выразили сочувствие по поводу тех трудностей, с которыми столкнулась Турция, однако проявили меньше энтузиазма по поводу поддержки роли Анкары в Сирии, особенно с учетом того, что действия Турции могут спровоцировать прямое столкновение с Россией, чего другие страны НАТО стремятся избегать любой ценой.
Растущая напряженность в отношениях между Турцией и Россией по поводу Идлиба добавляют драматическое измерение в и без того запутанную ситуацию в Сирии, поскольку не далее как в прошлом году Анкара поставила под сомнение свое членство в НАТО приобретением самого современного российского зенитно-ракетного комплекса С-400.
Нет никаких свидетельств того, что турки использовали эти комплексы, когда они на прошлой неделе сбили два сирийских военных самолета в небе над Идлибом. Однако тот факт, что турецкие военные ведут сегодня борьбу с поддерживаемым Россией режимом и одновременно обсуждают с Москвой сделки по поставке оружия, позволяет сделать следующий вывод: г-н Эрдоган, вероятно, переоценил собственные силы с точки зрения своих амбиций в Сирии.
К такому выводу, несомненно, должна присоединиться остальная Европа, страны которой сегодня размышляют о том, что делать с недавними попытками г-на Эрдогана шантажировать европейских лидеров, используя для этого беззащитных беженцев в качестве разменной монеты.
Тактика Турции, направленная явно на то, чтобы склонить беженцев к движению на Запад, достойна не только морального порицания. Речь идет об отчаянных действиях турецкого президента, столкнувшегося с последствиями своего неблагоразумного вторжения в Сирию.