Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Actualno (Болгария): от рабства или от турецкого ига нас освободила Россия?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Болгарский автор пытается убедить читателей, что столетия, проведенные страной под османским игом, на самом деле были раем. А болгары, вместо того, чтобы прыгать от радости, решили пожертвовать собой и спровоцировать военное вмешательство России. Однако комментаторы ставят автора на место.

 

Вопрос «от чего Болгарию освободила Россия» не нов, но периодически он вновь поднимается в общественном пространстве, хотя уже довольно конкретно ответили на этот вопрос.

Иван Вазов, современник тех событий, неслучайно назвал первый болгарский роман «Под игом». Не под рабством, не под тиранией, не под чем-то близком по значению к угнетению, а под игом.

МИФ О РАБСТВЕ

Спустя полвека после завоевания Константинополя (современного Стамбула) в 1453 году около одной пятой населения города составляли рабы. Однако в Османской  империи статус рабства всегда имел своеобразную специфику. Представители класса рабов Османской империи («кул» по-турецки) могли достичь чрезвычайно высокого социального статуса. Они становились не только сторожами в гаремах, но и часто занимали высокие посты в государственной администрации. Рабы обучались в школе Дворца Эндерун, где воспитывались многие выдающиеся государственные деятели.

Болгарские крестьяне часто без особых проблем оставляли своих хозяев и переезжали или уезжали в город, поскольку все можно было решить уплатой подъемного штрафа «чифт бозан акчеси», составлявшего примерно один золотой дукат. 

МИФ О БЕЗПРАВНОМ ХРИСТИАНСКОМ РАЕ

Нет никаких сомнений, что все оседлое христианское и мусульманское население Анадолу и Балкан, занимающееся сельским хозяйством или торговлей, было приведено к общему знаменателю и считалось раем. Для султана было важно, чтобы в империи царил мир и спокойствие, а рай платил налоги. Право на владение имуществом и обязанность платить налоги являются одним из наиболее серьезных доказательств того, что к христианам не относились как к рабам.

По словам известного турецкого государственного деятеля и бывшего великого визиря Ахмеда Вефика Паша, рай в Османской империи облагался 177 видами налога. Мусульмане, однако, платили за меньшее число налогов и меньшие суммы — например, для земельного налога скидка составляла около 10%. А благодаря налогу "джизие" немусульмане приобретали возможность жить, работать и исповедовать свою религию на территории Османской империи. 

Тем не менее, весь рай в империи был раем. Например, христиане и мусульмане платили одинаковый десятинный налог. 

Вот только часть налогов вида «ресми»:

— налог на невесту «ресми арусане»

— свадебный налог «ресми никях»

— налог на брачную ночь «ресми гирдек»

— два вида налога на свиней — «ресми божик» и «ресми ханазир»

— налог на отжим винограда «ресми менгене»

— налог на продажу вина «ресми обручии»

— и даже налог на бочки с вином «ресми фучу»

Был налог на использование летних и зимних пастбищ, сена, улья, овцы, мельницы… Были налоги вообще на все. Список довольно длинный, но они были относительно терпимы. (На самом деле, по меньшей мере, сто из них в различных формах  и в настоящее время оплачиваются болгарскими гражданами.) 

За небольшими исключениями (например, исламизация Родоп) власть султана демонстрировала терпимость к вероисповеданию со стороны рая. Еще до апрельского восстания у болгар были свои богатые управленцы, независимая церковь, современные школы и интеллектуалы с зарубежным образованием. По указу султана в некоторых болгарских поселениях туркам запрещалось ездить верхом, они должны были перемещаться пешком, а лошадей вести за узду. 

В 1839 году был издан Гульчан Хатишериф, а затем в 1856 году был провозглашен Хатихумаюн, указ, который предоставлял и гарантировал равные гражданские права для христиан перед мусульманами в Османской империи. Указы султана должны были расчистить путь для европеизации Османской империи.

А болгары, вместо того, чтобы прыгать от радости и хлопать в ладоши, решили пожертвовать собой, чтобы спровоцировать военное вмешательство России. Только для их разбушевавшегося национального самосознания порядки в феодальной Турции стали невыносимым бременем. Под игом! 

Русская армия не освобождала нас от турецкого рабства, потому что его на самом деле не было. Она не отменила наш кровный налог «девширме», потому что янычарский корпус был убит за одну ночь в 1825 году. Она не спасла нас от множества других налогов, потому что в освобожденной Болгарии они также представляли собой значительное бремя. 

Болгары, фактически, нуждались, прежде всего, в политической независимости, чтобы иметь возможность идентифицировать себя, определить порядок своего существования и свое будущее. Болгария получила эту свободу без русских штыков. И неслучайно наша армия оказалась в Чатладжа перед Стамбулом всего спустя 34 года. 

Что касается Турции, то она пошла по выбранному болгарами пути спустя полвека, когда произошла революция, возглавляемая Ататюрком, после которой не осталось ничего от прежней азиатской империи.

Комментарии:

Рп

Уважаемый Каменарски, а вы знаете, что помимо последних 50 лет рабства было еще 450, и что помимо Апрельского было еще 50 восстаний, что помимо Чепино в еще 100 местах была насильственная исламизация, вам не приходило в голову, что разрушению янычарского корпуса предшествовали годы его создания, вы вообще чью задницу лижете?

Анонимен-7

Вам мало тех глупостей, которыми вы занимаетесь, что вы добавляете еще? Если бы вы были хоть чуть-чуть образованнее или, по крайней мере, информированнее, вы бы знали, что «иго- синонимы: гнет, ярмо, рабство, угнетение, господство».

Анонимен-3

Будь то рабство или иго, что бы это ни было, Россия, пройдя отсюда  своей завоевательной войной, заменила турецкое рабство или иго русским, как вам нравится. И об освобождении — кто бы что ни говорил, сегодня мы ждем и надеемся, что, в конце концов, как настоящие европейцы, мы освободимся от евро-азиатского гнета, будь он русским или турецким, пусть мы, наконец, избавимся от ига и рабства, дай бог, мы проснемся и увидим рай!

Дано аФФФторът и редакторът да ги шибат чисто голи манифите от Анадола!!!

Ало, автор и редактор этого пасквиля, что вы скажете о «налоге кровью», данном христианами в порабощенной Болгарии? Желаю, чтобы у вас отобрали силой сыновей и сделали из них янычаров, а потом отправили бы вас принимать ислам! Продажные пустозвоны!

Анонимен-6 

Хорошо, а Вазов что — единственный современник, который заслуживает, чтобы его цитировали? А это разве не Вазов — « Любил тебя, когда была рабыней и на себе несла позорное ярмо!»? А почему мы забыли Ботева? «Укрепи мне, боже, руку, чтоб, когда народ (в оригинале — раб — прим.пер.) восстанет, я пошел на смерть и муку в боевом народном стане», «Грей ты, солнце, рабскую землю».