Размещенная на тонкой металлической подставке глиняная амфора выглядит практически нетронутой. Директор расположенного в центре Тбилиси Национального музея Давид Лордкипанидзе хранит ее и гордится ей.
«Это старейший винный сосуд из всех, что когда-либо были найдены», — объясняет доцент столичного Университета бизнеса и технологии Нино Енукидзе. Он датируется неолитом, то есть 6 000 годом до н.э., по оценкам директора американской лаборатории бимолекулярной археологии Патрика Макговерна (Américain Patrick McGovern), которого называют «Индианой Джонсом древних вин». Это он нашел амфору.
Эти специалисты собрались в 2018 году в Тбилиси, чтобы обсудить значение виноградников в стране, которая может быть «первым производителем вина в истории». Кроме того, рядом с ними находились несколько стоящих планы на будущее предпринимателей и директор национального космического агентства, которые задали на первый взгляд ненормальный вопрос: если мы первыми стали растить виноград на Земле, почему бы нам не стать теми, кто займется этим на другой планете? На Марсе.
В этот день официально возник проект IX Millennium: речь идет о разведении виноградников и производстве вина на красной планете. На Марсе нет кислорода, там высокие показатели радиации, а почва не подходит для сельского хозяйства. Иначе говоря, миссия невыполнима, а вызов будоражит кровь.
Сделав ставку на многолетние исследования, Нино Енукидзе собрала группу из четырех астробиологов во главе с Марикой Тарасашвили, настоящим виртуозом своего дела. «Она — известный во всем мире ученый, и у нее есть патент на вакуумную трубку, которая позволяет воссоздать воздух Марса и симулировать среду этой планеты», — объясняет она.
Вертикальное сельское хозяйство
Ученые разместили в трубке несколько самых распространенных в Грузии сортов винограда, чтобы испытать их сопротивляемость марсианскому климату.
Предприниматели тоже не сидят, сложа руки. Например, Туся Гарибашвили занимается проектом Space Farms в расположенной в престижной районе столицы гостинице Stamba Hotel. С 2019 года постоялец, который выглядывает в выходящее во внутренний двор окно, видит стеклянные трубки с клубникой, овощами и даже цветами. Кроме того, вертикальное сельское хозяйство отличается розовой подсветкой и требует очень мало почвы (и, следовательно, пестицидов).
В этой зажатой между Черным и Каспийским морем маленькой стране многие мечтают о будущих виноградниках в десятках миллионов километров от Земли. В июле 2018 года один грузинский журнал изобразил на передовице участников проекта IX Millennium: космонавты и далекие планеты на фоне звездного неба. «Одному моему другу-художнику так понравился проект, что он нарисовал картину застолья грузин с пришельцами, которые пьют вино из традиционного у нас рога», — улыбается Туся Гарибашвили.
Проверка устойчивости сортов
Ученые из Франции, Израиля, Дании и США поддерживают проект, проводя различные опыты. Представительство Hewlett-Packard в Тбилиси предоставило астробиологам компьютеры для проведения сложных расчетов. Microsoft тоже рассматривает финансовую поддержку.
Никто не знает, попадет ли грузинское вино на Марс, но эти исследования, которые призваны испытать устойчивость местных сортов, сыграют роль в борьбе с потеплением климата и поспособствуют развитию грузинского виноделия.
В этом уверен профессор Давид Маградзе, который занимается сохранением и изучением сортов в Институте виноделия в Сагурамо к северу от Тбилиси. В Грузии насчитывается более 525 сортов винограда, что делает ее одной из самых богатых стран мира в этой сфере. «Некоторые сорта не выращивают уже 50-60 лет, но мы сохранили их в моей библиотеке винограда».
Вот уже почти два года команда Нино Енукидзе колесит по стране, чтобы расширить базу данных и провести новые эксперименты с сортами. «Многие исследовательские центры и винодельческие организации передали нам редкие образцы», — говорит она. Испытания в вакууме начались и преподнесли первые сюрпризы: вопреки ожиданиям наибольшую устойчивость к радиации продемонстрировал белый, а не красный виноград. Например, ркацители лучше защищен от вирусов и эффективнее адаптируется даже к неблагоприятной среде.
«Благодаря всему этому наши вина смогут выжить в будущем, что бы ни случилось», — отмечает Туся Гарибашвили. Через полгода команда должна выпустить первую научную статью в международном журнале. Ожидаются и другие публикации на основе новых подвижек.
Как бы то ни было, этого придется подождать несколько лет. «Меня часто спрашивают, когда мы сможем делать белое вино прямо на Марсе, — рассказывает Нино Енукидзе. — У меня нет ответа, потому что это не краткосрочная цель, а наши исследования шире. Когда мы добьемся прогресса, то свяжемся с людьми и предпринимателями, которые собираются отправиться на Марс, например, с главой SpaceX Илоном Маском. Мы разделяем их мечту».