В рамках договоренностей, достигнутых 5 марта в Москве между Турцией и Россией, в Идлибе было объявлено о прекращении огня. Доктор Наим Бабюроглу (Naim Babüroğlu), бывший бригадный генерал, прокомментировал это соглашение, выделив семь пунктов.
1. Конфликт между Турцией и Россией был предотвращен, и это очень важно. Это на самом деле заложено в самом духе перемирия.
2. Конфликт с сирийским правительством был «ненадолго», хочу это подчеркнуть, отодвинут. Поскольку оговаривается, что в случае любого нападения стороны оставляют за собой право на самооборону. Идлиб — это регион, где находится множество провокаторов. И очень высока вероятность того, что в результате провокации находящихся там террористических групп или по другим причинам мы в скором времени можем увидеть пусть не какое-нибудь крайне жесткое, неистовое столкновение Турции и сирийского правительства, но некоторые признаки конфликта, такие как уничтожение систем противовоздушной обороны, танков, самолетов.
3. Этим соглашением о прекращении огня Идлиб делится на две части. Создается безопасная зона шириной шесть километров к югу и шесть километров к северу от автотрассы М4 стратегического значения между Латакией и Алеппо. Однако создать эту зону будет крайне сложно. Здесь присутствуют террористические организации с очень развитыми боевыми навыками, которые прибыли из Средней Азии, Китая и внесены в список террористических организаций ООН, например «Исламская партия Туркестана» (запрещена в РФ — прим. ред.). Они сильны к югу и северу от трассы М4. Поэтому я думаю, что создать безопасную зону будет непросто, это займет много времени и здесь будут иметь место некоторые столкновения. Поэтому можно сказать, что Идлиб будет разделен на две части, к югу и северу от трассы М4.
4. Еще один важный вопрос. С 00.01 6 марта на линии соприкосновения должны прекратиться все действия, включая переброску сил, наземные, воздушные операции. Все останутся на тех местах, на которых находятся. Сирийская армия должна была отойти за турецкие наблюдательные посты, в соответствии с сочинским меморандумом 2018 года, этого не происходит. Вместе с тем Турция тоже не выводит свои силы. Контингент, переброшенный для подкрепления, останется в Идлибе.
«Возможны провокации»
5. Также важна деятельность по проведению Турцией и Россией совместного патрулирования. Две страны будут вместе осуществлять патрулирование по трассе М4. Это важно с точки зрения контроля за соблюдением режима прекращения огня.
6. Это соглашение не обеспечит долгосрочного прекращения огня. Путин сказал, что борьба с террористическими организациями, признанными таковыми ООН, продолжится. Это означает, что операции против «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ — запрещена в РФ — прим. ред.) и других террористических организаций будут проводиться и дальше. Поскольку эти террористические организации тоже открыты для разного рода провокаций, регион может снова оказаться в кольце огня.
7. Достигнутая договоренность о прекращении огня явно не нравится США, и в будущем США могут исключить ХТШ из списка террористических организаций и попытаться добиться исключения ХТШ из списка ООН. В дальнейшем подобно тому, как сегодня они открыто оказывают содействие Рабочей партии Курдистана / Партии «Демократический союз», они будут делать то же самое и здесь, разжигая конфликт.