Китай устранил ограничения на срок, который его президент может находиться у власти, два года назад, таким образом позволив Си Цзиньпину остаться у власти неопределенное время. Этот пример явно показался президенту Путину привлекательным. Хотя формально российская конституция требует от него покинуть свой пост в конце второго шестилетнего срока в 2024-м году, мистер Путин поддержал создание нового конституционного механизма, который позволит ему остаться у власти.
Член фракции пропутинской партии в парламенте предложил поправку, которая позволяет «обнулить» то количество президентских сроков, которое Путин уже отслужил. В ответ мистер Путин сообщил парламенту вчера, лишь внешне действуя в рамках приличий, что сначала такое изменение конституции должен утвердить Конституционный Суд России. Вряд ли есть основания сомневаться, что Конституционный Суд поступит именно так, как желает господин Путин.
На практике мы имеем дело с явным ухищрением с целью остаться у власти, и очевидность этого просто бросается в глаза после того, как были отвергнуты другие варианты, включая предлагавшийся союз с Белоруссией, [который Путин мог возглавить, оставшись таким образом у власти]. Может быть, это четкий сигнал о том, что путинский режим достаточно хрупок и уязвим, раз Путин так страшится испытать прочность России своим отсутствием на вершине ее власти. Но каковы бы ни были его расчеты, своим явным желанием остаться президентом мистер Путин усложняет планы Запада. Возможно, он даже поставит в тупик тех на Западе, кто надеялся на сближение с Россией, на ее преображение по западному образцу. Нынешняя холодная война, начавшаяся в двадцать первом веке, продолжится. И после поступка Путина у Америки и ее союзников не так много вариантов действий, кроме продолжения все той же стратегии «содержания России в клетке». То есть того самого терпеливого «сдерживания», которое в конце концов помогло одолеть советский коммунизм.
В конце своего нынешнего срока Путин достигнет возраста 72 лет. К этому моменту он будет человеком, проведшим у власти 24 года. Пусть нам не рассказывают полит-сказки про то, что он занимал премьерскую, а не президентскую должность между 2008 и 2012 годами, хотя это и соответствовало требованию о том, чтобы одно и то же лицо не занимало президентское кресло три срока подряд. Если Путину удастся получить для себя еще два срока, он будет вторым по «живучести» политическим долгожителем России после Петра Великого, правившего 43 года, обогнав Екатерину Великую с ее 34 годами и оставив далеко позади Сталина с его 29-летним сроком у власти.
То ли из-за своих становящихся все более преклонными лет, то ли из-за своего недоверия к любым альтернативным кандидатам, мистер Путин предпочел на этот раз не делать даже символического шага в сторону. На этот раз предложенная им модель выглядит погрубее предыдущей, и состоит она в простом перешагивании через конституционные кунштюки — приблизительно в той же манере, в какой это делает Александр Лукашенко. Этот мужчина вот уже 26 лет держит власть в Белоруссии — стране, которую называют последней диктатурой в Европе.
Сейчас мистер Путин находится в другом менее выгодном положении, чем то, в котором он был в 2008 году. В то время российская экономика чувствовала ветер в парусах от высоких цен на свои товары, а также от растущих экспортных поступлений за нефть и газ. Но после начавшегося по всему миру глобального финансового кризиса, реальный ВВП России рос приблизительно на 1 процент в год. Резкое обрушение нефтяных цен на этой неделе, вызванное увеличением добычи на нефтяных полях Саудовской Аравии, — это еще более мрачное предзнаменование. Попытка мистера Путина сэкономить деньги, подняв тот пенсионный возраст, когда россияне в свои 65 лет для мужчин и в 60 лет для женщин начинают получать довольно скромные пенсии, — эта попытка вызвала недовольство. Что и понятно, если учесть, что средняя продолжительность жизни у мужчин здесь пока не выросла выше отметки в 67 лет.
Всякий раз, когда доминирование господином Путиным внутренней политики подвергалось сомнению в прошлом, от отвечал на него страшными репрессиями, применяемыми и внутри российских границ, и за их пределами. Незаконная аннексия Крыма в 2014 году подняла его застоявшуюся было на одном уровне популярность. Поддержка Путиным кампании президента Асада против его собственного сирийского народа, имевшей целью одно лишь кровопролитие, — эта поддержка тоже должна была проецировать образ Путина как решительного лидера, опирающегося на силу. Западная внешняя политика с давних пор была нацелена на то, чтобы поссорить Россию и Китай, предотвратить автократический альянс между Россией и Китаем. Захват власти мистером Путиным делает эту задачу еще более сложной.