В то время как 15 тысяч солдат НАТО шнуруют снегоступы, чтобы принять участие в больших учениях «Холодный ответ» (Cold Response) на севере Норвегии, Россия пристально следит за тем, что происходит на еще более северном Шпицбергене.
Официально доступ военным сюда запрещен, но многие норвежские аналитики опасаются, что Россия, возможно, готовится сделать первый шаг к тому, чтобы нарушить столетний договор.
«В случае военного конфликта в Арктике Шпицберген будет очень важен», — считает Пер Арне Тотланд (Per Arne Totland), эксперт по Шпицбергену и автор книги «Холодный фронт: сто лет конфликтного района Шпицберген» (Koldfront, konfliktområdet Svaldbard gennem 100 år).
Он указывает, что Северный флот России выходит в Атлантику из Баренцева моря через Норвежское море — по пути между Финнмарком на севере Норвегии и Шпицбергеном.
«Также на Шпицбергене есть аэропорт, который может стать важным опорным пунктом в Арктике», — добавил он.
Спор о трактате
Когда встречаются российские и норвежские политики, Шпицберген всегда есть в повестке дня. По словам Пера Арне Тотланда, Россия целится на эту «ахиллесову пяту» Норвегии. В последний раз это проявилось в конце февраля, когда Россия пожаловалась, что Норвегия ущемляет ее интересы на Шпицбергене.
Норвежское телевидение NRK рассказало, как российские СМИ пишут о том, что с их компаниями обращаются иначе, чем с остальными, когда речь идет о разрешениях на добычу нефти и газа на шельфе вокруг Шпицбергена. А представитель российского МИД прямо обвинил Норвегию в нарушении Шпицбергенского трактата, который регулирует деятельность на архипелаге.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров попросил о встрече, но реакция Норвегии была холодной.
«Вести диалог с Россией по поводу норвежской территории неактуально», — ответило норвежское министерство иностранных дел.
России, точнее Советского Союза, не было за столом переговоров, когда этот трактат был подписан на мирной конференции в Париже в 1920 году, и прошло совсем немного дней, прежде чем раздались первые протесты. Договор подписали 44 страны, но далеко не все были согласны с Норвегией в том, как его следует трактовать. Начались споры по поводу моря вокруг архипелага Шпицберген, суверенное право на который принадлежит Норвегии. Коротко говоря, это значит, что Норвегия решает, кто может добывать нефть, газ и другие полезные ископаемые, а кто нет.
Не только Россия критиковала Норвегию за такое толкование документа. ЕС тоже протестовал, но Россия наиболее жестко пользуется слабостью Норвегии в масштабной политической игре, объясняет Пер Арне Тотланд.
«Все потому, что Шпицберген — это слабое место Норвегии, и из-за него между Норвегией и нашими союзниками может возникнуть раскол», — сказал он Jyllands-Posten.
Гейр Хённеланн (Geir Hønneland) из Норвежского института внешней политики сказал Aftenposten, что российская критика не нова, но в последнее время риторика России стала резче.
В последние годы Россия наращивает присутствие в Арктике. Это касается не только военной, но и гражданской сферы. Российский президент Владимир Путин недавно подписал новую арктическую стратегию на ближайшие 15 лет. Из нее следует, что частные инвесторы, которые будут заниматься энергетическими проектами в Арктике, могут получить помощь от государства. Также Россия хочет привлечь в Арктику больше жителей, обещая им налоговые льготы и улучшение инфраструктуры.
Военная база неподалеку
Западные спецслужбы уже давно наблюдают за военной мобилизацией России, в том числе и на Земле Франца-Иосифа, которая расположена к востоку от Шпицбергена. По данным службы военной разведки, когда военная база там будет полностью достроена, военные смогут оттуда добраться до северо-восточной Гренландии и атаковать базу Туле.
Осенью Aftenposten опубликовала фото российских спецназовцев, которые, очевидно, находились на Шпицбергене в 2018 году. На фотографиях, обнаруженных в их аккаунтах в Инстаграме, двое мужчин позируют с чеченским флагом на фоне льдов.
Двумя годами ранее, в 2016 году, Россия впервые провела военные учения на Северном полюсе. Как пишет Aftenposten, позднее выяснилось, что российские спецназовцы летели через Шпицберген, чтобы туда попасть.
Пер Арне Тотланд сомневается, что российский спецназ действительно проводил на Шпицбергене какие-то операции: это было бы слишком грубой и явной провокацией.
Но зато он ничуть не сомневается, что на Шпицбергене действует российская разведка.
«Это естественное следствие стратегического расположения Шпицбергена и той напряженности, которая сейчас возникла в связи с военной активностью в Арктике, — сказал он и добавил с улыбкой: — В Норвегии полушутя говорят, что раз Трампу не разрешили купить Гренландию, так, может, он теперь обратил взор на Шпицберген?»