Как сообщается, правительство Испании подготовило проект распоряжения о введении общенационального карантина. Эта мера вступила в силу 16 марта в 8 часов утра. На сегодняшний день два государства Южной Европы — Италия и Испания — закрыли страны на карантин в связи с распространением коронавирусной инфекции.
До этого Швеция объявила, что она «больше не будет вести статистику подтвержденных случаев заболевания». Великобритания решила выработать «групповой иммунитет» и сообщила, что не будет закрывать школы и запрещать крупномасштабные мероприятия, но рекомендует больным оставаться дома в течение недели, а людям старше 70 лет — не выходить на улицу. Такое «бездействие» британских властей вызывает негативные эмоции у общественности.
Подходы к противоэпидемической политике европейских стран разделились. Страны Южной Европы пошли по пути усиления контроля, а Швеция и Великобритания решили не вмешиваться. Почему возникло такое расхождение? Давайте разберемся.
Страны Европейского Союза известны в мире своим высоким уровнем благосостояния. Медицинское обслуживание является важным звеном пожизненного социального обеспечения. Система европейского здравоохранения считается лучшей в мире. Рейтинг Bloomberg Global Health Index охватывает 169 стран и учитывает такие показатели, как ожидаемая продолжительность жизни, факторы окружающей среды, риски ожирения и другие. Из стран ЕС в первую десятку данного рейтинга попала Италия, заняв седьмое место.
Однако фактическая обстановка в Италии ошеломляет. Ломбардия, регион с самой серьезной эпидемической ситуацией, является самым экономически развитым регионом в Италии. По государственным инвестициям в медицину на душу населения он занимает второе место среди всех регионов Италии, по положению в целом Ломбардия сопоставима с Шанхаем в Китае. Но, когда вспыхнула эпидемия, система здравоохранения в этом регионе оказалась на грани коллапса.
Согласно аналитическому отчету, опубликованному в 2018 году итальянским арбитражным судом по делам медицины, около 11 миллионов граждан находятся на очереди получения медицинского обслуживания или выбирают частные клиники из-за слишком долгого ожидания медицинской помощи в государственных больницах. Чтобы провести рентгенографию вен в государственной больнице Ломбардии, требуется ждать 98 дней, это говорит о дефиците медицинского оборудования.
Данное явление свойственно не только для Италии. Стандарты медицинского обеспечения развитых стран ЕС не сильно отличаются, и многие проблемы являются общими. Время ожидания медицинского обслуживания в системе Национальной службы здравоохранения Великобритании оставляет желать лучшего. Ситуация дошла до такой степени, что многие предпочитают летать в Индию. Таким «лечебным туризмом» уже давно никого не удивишь.
В условиях критической эпидемической ситуации европейские страны вынуждены признать факт серьезной нехватки медицинских ресурсов, что является общей предпосылкой для принятия политики всеми странами.
Италия и другие страны с самого начала решили взять эпидемическую ситуацию под строгий контроль, но в итоге не удалось остановить распространение коронавирусной инфекции. Это обусловлено не только проблемами в медицинской сфере, но и политической системой и национальным самосознанием европейских стран.
Для поддержания высокого уровня социального обеспечения правительства европейских стран принимают серьезные меры. На долю государственных финансов приходится 40% ВВП. Правительства управляют всеми аспектами социального обеспечения, эти функции чрезвычайно сложны. Однако принятие решительных мер по осуществлению контроля общества совершенно не является их сильной стороной. Многие годы в Европе не возникало подобных чрезвычайных ситуаций. Гражданам трудно взять и в одночасье начать сотрудничать, не говоря уже об их национальном характере.
Испания разделила участь своего соседа, ситуация распространения коронавирусной инфекции в стране повторяется, поэтому испанское правительство решило пойти по стопам Италии и выбрало режим усиления контроля и закрытия страны на карантин.
«Бездействие» Великобритании на самом деле является уроком из неудачи Италии на первом этапе усиления контроля. Это вынужденный выбор, соответствующий реальной обстановке.
Теоретически британское правительство действительно может ввести военное положение, однако при наличии таких факторов, как Брексит и усиливающаяся тенденция отделения Шотландии, даже если бы правительство ввело такие меры, оно не смогло бы их реализовать.
Точно так же обстоит дело и во Франции. Издание правительством Макрона указа о запрете крупных собраний не помешало проведению марша «желтых жилетов». Если британское правительство установит строгий контроль, то возникнет двойной риск. Во-первых, это вызовет серьезные социальные конфликты, а во-вторых, приведет к невозможности исполнения указа и потере авторитета. Любой из этих рисков будет являться результатом социальных беспорядков.
Объявление Швеции о том, что она «больше не будет вести статистику подтвержденных случаев заболевания», не следует трактовать как «бездействие» правительства. Согласно географическому положению и текущей ситуации, Швеция вряд ли решит встать на путь усиления контроля и закрытия страны. Такие факторы, как обширные территории и низкая плотность населения, не позволяют использовать такую же противоэпидемическую политику, как у стран Восточной Азии и Западной Европы с густонаселенными территориями.
Одним словом, противоэпидемическая политика зависит от медицинских ресурсов, социального положения и даже политических и культурных условий конкретного государства. Новая коронавирусная инфекция — это новая крупномасштабная эпидемия, с которой столкнулось человечество. Сейчас нужно объединять усилия и бороться вместе. Надеюсь, что Китай, Европа и весь мир смогут справиться с ситуацией.