В самом центре города Мариехамн, по адресу Норра Эспланадгатан, 11, стоит красивый двухэтажный деревянный дом.
Дом окружен массивным металлическим забором, чтобы по дороге из западного порта к центру города случайный турист не заглянул сюда по ошибке.
Здесь находится консульство России в городе Мариехамн, столице Аландских островов. Помимо выполнения своих обычных задач, консульство следит за сохранением нейтрального статуса Аландских островов. То есть за тем, чтобы Финляндия или какая-нибудь другая страна не размещали войска в демилитаризованной зоне Аландских островов.
«Похоже на миниатюрную контрольную комиссию, даже на своеобразную базу», — пишет доктор политологии Юкка Таркка (Jukka Tarkka) в своей новой книге «Аландские острова. Пешка в политике силы на Балтийском море» (Ahvenanmaa. Itämeren voimapolitiikan pelinappula).
Почему у России, иностранного государства, есть право следить за происходящим на территории Финляндии? Чтобы найти ответ, стоит обратиться к временам 80 лет назад, в тяжелый период после Зимней войны.
Случайная ошибка Койвисто?
На мирных переговорах по итогам Зимней войны об Аландских островах не было сказано ни слова.
Вскоре после переговоров, летом 1940 года, министр иностранных дел Советского Союза Молотов начал предъявлять требования в отношении Аландских островов.
Сначала Молотов хотел, чтобы Финляндия уничтожила укрепления на Аландских островах. Затем он предложил, чтобы Советский Союз открыл в городе Мариехамн консульство, которое следило бы за нейтральным статусом островов.
На том этапе Финляндия, не имевшая поддержки Германии, была вынуждена подчиниться.
Уже через несколько недель в консульстве на Аландских островах появилось около 40 русских чиновников, среди которых были представители МВД.
Как говорит Таркка, договор, заключенный в кризисной ситуации, давал Финляндии в основном не права, а обязанности.
Позже этот договор стал составляющей частью Парижского мирного договора, заключенного после Второй мировой войны, а после распада СССР — частью договора между Финляндией и Россией.
Юкка Таркка считает, что так не должно было быть: «Президент Койвисто почему-то не потребовал разорвать договоренность об Аландских островах».
Таркка имеет в виду так называемую операцию Пакс, проведенную Финляндией после распада СССР и окончания холодной войны в 1990 году.
Под руководством президента Койвисто Финляндия вышла из договоров, которые нарушали суверенитет Финляндии. Такими были в том числе ограничения в вопросах вооружения и ограничения в отношениях с Германией.
«Договор об Аландских островах нарушает государственный суверенитет. Однако сейчас супердержава следит за военно-политическим статусом территории, относящейся к Финляндии».
Почему же так произошло?
«Не знаю. Отголоски финляндизации?»
По словам Таркка, дипломат Рене Нюберг (Rene Nyberg) в свое время получил задание выяснить, возможно ли было изменить статус Аландских островов в ходе операции Пакс. Однако он вскоре был переведен на другую работу, и этот вопрос остался нерешенным.
В 1992 году договоренность об Аландских островах стала частью договора между Финляндией и Россией.
Демонстрация политики силы
Играет ли консульство на Аландских островах особую роль в вопросах политики безопасности? Нужно ли финнам беспокоиться — как в случае с фирмой «Айристон Хелми» (Airiston Helmi) два года назад? Напряженность в регионе Балтийского моря возросла, поскольку там столкнулись Россия и НАТО. Финляндия и Швеция усилили сотрудничество в вопросах обороны, в Балтийском море проводятся военные учения.
Россия ненадолго закрывала консульство в Мариехамне в конце 1990-х годов, но позже вновь открыла его в 2003 году.
«Путин тогда только стал президентом России и начал создавать новый военно-политический статус страны. Консульство можно считать побочным продуктом той политики».
Как говорит Юкка Таркка, современная разведывательная техника настолько продвинута, что России можно и не присутствовать на Аландских островах физически.
«В военном отношении Аландские острова не являются для России значимыми. Скорее, консульство — это демонстрация политики силы. При помощи него Россия хочет продемонстрировать Финляндии свою позицию. Как в свое время при помощи Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи».
Консульство редко занималось реальным контролем за статусом Аландских островов. Таркка упоминает в своей книге один случай 1980-х годов, когда консульство зафиксировало в морских водах Аландов финский военный корабль.