Лаппеенранта — Вечером 16 марта у пункта пропуска Нуйямаа в Лаппеенранте было очень пустынно и тихо.
В числе немногих туристов, пересекающих границу в этом пункте пропуска, были возвращавшиеся из Куопио в Москву Валерий Федюков, его мать Вера Федюкова и его дочь Евгения Федюкова.
Сын Валерия Федюкова учится в Куопио, и семья приезжала к нему в гости на пять дней. Теперь им предстоит 900 километров пути из Нуйямаа в Москву.
Семья не понимает, почему финско-российскую границу нужно закрывать для личного и туристического транспорта.
«Коронавирус — болезнь, подобная гриппу, она не требует таких масштабных мер», — говорит Валерий Федюков.
«Закрытие границ — это информационная война», — говорит Вера Федюкова.
«Лучше сказать, что это информационное воздействие», — смягчает Валерий Федюков.
Кто же оказывает это информационное воздействие и зачем?
«Этим пользуется Америка, курс доллара растет», — считает Федюков.
16 марта президент Финляндии Саули Ниинистё (Sauli Niinistö) позвонил президенту России Владимиру Путину, чтобы обсудить работу границы в период эпидемии коронавируса.
В пресс-релизе президентской канцелярии не говорится о непосредственном закрытии границ, но сообщается, что президенты сошлись во мнении о том, что борьба с вирусом требует масштабного международного сотрудничества.
Позже 16 марта правительство Финляндии постановило, что в качестве исключительной меры по борьбе с коронавирусом границы будут закрыты для личного и туристического транспорта в ближайшие сроки.
16 марта премьер-министр Санна Марин (Sanna Marin) сообщила, что Финляндия вводит режим чрезвычайной ситуации.
После девяти вечера по финскому времени правительство России тоже заявило о запрете на въезд в страну для иностранных граждан, за исключением дипломатов — с 18 марта по начало мая.
Грузовые перевозки через пункты пропуска продолжатся, несмотря на ограничения.
Так что житель Светогорска Алексей Амелин, водитель грузовика, который проезжал через Нуйямаа вечером 16 марта с грузом древесины, сможет продолжить грузоперевозки в Финляндию.
Амелина, едущего из Пестово Новгородской области в финскую Котку, такой расклад устраивает. Алексей Амелин не боится коронавируса. По его мнению, закрытие границы — это напрасная паника. Однако профессиональный водитель Амелин не будет скучать по водителям, которые ездят за бензином или покупками.
«Особенно сильно они досаждают нам в выходные. Когда границу закроют, и поток автомобилей спадет, перевозчики смогут пересекать границу быстрее», — говорит Амелин.
Закрытие границы коснется именно туристических автомобилей, но не грузовых автомобилей и не компаний-перевозчиков.
Амелин не думает, что коронавирус сильно распространился в России, и считает, что в его родном Светогорске, который находится недалеко от Иматры, вряд ли будут зафиксированы случаи заражения.
«Вряд ли. Город настолько маленький, что все наверняка бы уже знали, если бы у кого-нибудь был коронавирус. Я не боюсь коронавируса, это обычный грипп», — говорит Амелин.
Однако в Светогорске все же начали бороться с распространением коронавируса: к примеру, школы и детские сады закрыты, рассказывает Амелин.
На отсутствие страха перед коронавирусом у россиян может влиять информация о том, что в России с населением 140 миллионов человек было зафиксировано очень мало случаев заражения.
Вечером 16 марта в России было зафиксировано всего 93 случая заражения, что многим кажется подозрительным. В Финляндии с 5,5 миллионами жителей было зафиксировано около 300 случаев заражения.
Валерий Федюков доверяет данным, которые сообщают российские власти. Однако он был поражен, когда услышал, что в маленькой Финляндии было зафиксировано в три раза больше случаев заражения.
«С другой стороны, Россия вовремя начала бороться с вирусом, и, например, закрыла границу с Китаем протяженностью четыре тысячи километров», — говорит Федюков.
Российско-китайскую границу закрыли еще 31 января. Кроме того, в России было ограничено авиасообщение, а людей, которые могли заразиться вирусом, помещают в карантин.
Впереди новые ограничения. Например, 16 марта Москва приняла решение запретить мероприятия с участием более 50 человек и закрыть школы с 21 марта по 10 апреля.
Федюков считает, что благодаря ранним действиям ситуация с коронавирусом в России обстоит спокойнее, чем, к примеру, в Италии.
Вечер 16 марта был для работников пограничного пункта пропуска Нуйямаа непривычно спокойным.
«Обычно здесь не бывает так тихо», — говорит начальник смены финской таможни в пункте пропуска Нуйямаа Сату Раатикайнен (Satu Raatikainen).
Временами вечером 16 марта машин не было совсем.
В прошлые выходные в Нуйямаа было, как обычно, много транспорта. Хотя уже тогда финские любители заправиться бензином в России обсуждали в соцсетях, стоит ли ехать в Россию, и получится ли у них спокойно вернуться.
Раатикайнен получила много звонков от водителей, которые хотели поехать за бензином, но боялись застрять в России.
Веса Блумквист (Vesa Blomqvist), представитель пограничного отделения Юго-Восточной Финляндии, говорит, что в Финляндию разрешат вернуться всем финнам.
В исключительных случаях, по словам Блумквиста, финнов могут изолировать в России из-за заражения коронавирусом.
Среди тех немногих финнов, отправившихся в Россию за бензином, был Ииро (Iiro) из Лаппеенранты. Ииро собирался заправиться недалеко от границы, в Ряттиярви.
Он не захотел называть свое имя полностью, потому что знакомые уже осудили его за поездку. Они боятся, что Ииро может привезти из России коронавирус.
«Это невозможно, потому что я не собираюсь там ни с кем общаться. Заправлюсь, не снимая с рук перчаток, оплачу покупку банковской картой и поеду обратно», — рассуждает он.
Ииро говорит, что в остальном он тщательно соблюдает все инструкции по защите от коронавируса — например, следит за гигиеной рук. Он считает, что решение правительства закрыть границу было правильным.
«Это нужно было сделать уже давно».