По мере распространения пандемии коронавирусной инфекции, которая остановила жизнь во многих странах и уже убила более 8 тысяч человек по всему миру, Россия казалась редким местом спокойствия и даже, возможно, безразличия.
Повседневная жизнь в России продолжалась в обычном режиме. Магазины, предприятия и школы продолжали работать, а представители властей излучали уверенность, указывая на всего 147 подтвержденных случаев заражения коронавирусом и отсутствие смертельных исходов — и это в стране с населением в 145 миллионов человек, где было проведено более 116 тысяч тестов на COVID-19. Это был один из самых низких коэффициентов соотношения среди стран, где были зафиксированы случаи заражения коронавирусом. Тем временем президент России Владимир Путин развязал нефтяную войну против Саудовской Аравии, несмотря на плачевное состояние глобальной экономики.
Однако всего за 48 часов этот образ спокойствия и благополучия начал быстро рушиться, когда российские власти ввели масштабные, всеобъемлющие меры по борьбе с распространением COVID-19: они закрыли границы России, ограничили авиасообщение, закрыли школы на карантин и инициировали меры по стимулированию экономики, в то время как эксперты в области медицины начали ставить под сомнение официальную статистику по коронавирусу в России и степень эффективности мер по борьбе с его распространением.
Если истинные масштабы распространения вируса в России окажутся больше, чем утверждает официальная статистика, это будет означать, что правительство России упустило возможность замедлить распространение пандемии, в результате чего российская система здравоохранения, и без того работавшая на пределе своих возможностей, а также российская экономика будут вынуждены принять на себя бремя очередного национального кризиса.
«Поскольку правительство теперь понимает, что инфекции могут очень быстро распространяться, мы видим, что оно принимает новые меры, чтобы попытаться сдержать коронавирус, — сказал Александр Габуев, старший научный сотрудник Московского центра Карнеги. — Главной проблемой является то, что у российской системы здравоохранения нет достаточного потенциала, чтобы справиться с грядущим скачком заболеваемости».
Во вторник, 17 марта, Путин посетил информационный центр по мониторингу ситуации с коронавирусом в Москве, где с помощью современных технологий, в том числе камер наблюдения и технологий искусственного интеллекта, проводится мониторинг социальных сетей на предмет дезинформации о распространении этого заболевания, отслеживается качество реализации карантинных мер и даже выявляются случаи пустых полок в супермаркетах — за последние несколько дней полки в магазинах крупных российских городов опустели, поскольку россияне начали делать запасы. После своего визита в этот центр Путин, по его собственным словам, пришел к выводу, что ситуация в стране находится «под контролем».
«Нам удалось все-таки сдержать массовое — именно, хочу подчеркнуть, массовое — проникновение и распространение болезни в России, — сказал Путин во время совещания с членами правительства и высокопоставленными чиновниками в Москве. — Сейчас ситуация в целом находится под контролем».
Та скорость, с которой правительство стало принимать меры по борьбе с этим заболеванием, отчасти может быть отражением признания того, что на самом деле этот коронавирус распространяется по стране. Хотя официальные цифры остаются очень низкими, уже появляются данные о том, что в реальности дела обстоят намного хуже и что во многих случаях людям попросту ставится другой диагноз. В статье, опубликованной российской деловой газетой РБК на прошлой неделе, говорится, что Росстат зафиксировал рост заболеваемости внебольничной пневмонией, которая имеет практически такие же симптомы, как и коронавирусная пневмония: в январе 2020 года число заболевших пневмонией в столице выросло на 37% (почти на 2000 случаев) по сравнению с январем 2019 года.
Другие доказательства того, что на самом деле в России сейчас гораздо больше заболевших коронавирусной инфекцией, представил «Альянс врачей» — недавно созданный союз профессиональных медицинских работников, которые считают, что реальное число заболевших уже исчисляется тысячами, но что в большинстве случаев людям просто ставят диагноз «пневмония». В своем видео, недавно опубликованном этим альянсом на сайте YouTube, врачи предупреждают, что отсутствие средств защиты в больницах российских регионов может привести к резкому росту числа заболевших. В этом видео также приводятся рассказы врачей о том, как им приходится освобождать целые отделения в больницах, чтобы разместить там пациентов с «пневмонией».
В статье, опубликованной российским изданием «Медуза», рассказывается о том, что подобное происходит и в Санкт-Петербурге. В северной столице было официально зафиксировано всего 10 случаев заражения коронавирусом, однако в местных больницах уже не хватает места для того, чтобы принимать пациентов с диагнозами «грипп» и «пневмония».
Очень маленькое число официально подтвержденных случаев заболевания коронавирусной инфекцией, а также сдержанная реакция российских властей — в сравнении с реакцией властей других стран по всему миру — объясняются совокупностью экономических, политических и практических факторов в России.
В настоящее время за тестирование на коронавирусную инфекцию отвечает одна единственная лаборатория, находящаяся в Новосибирске — в 2800 километрах от Москвы, — где процесс тестирования проходит под наблюдением Роспотребнадзора. В результате эта лаборатория работает с большими задержками в смысле предоставления результатов анализов. Кроме того, в России тесты проводятся с применением методик, разработанных в России, которые, по словам некоторых врачей, не дают достаточно точных результатов. Что еще важнее, глубоко укоренившееся недоверие к медицинской системе, вероятно, мешает многим больным россиянам обратиться за помощью и пройти диагностику.
«Люди не обращаются к врачам, потому что многие из них привыкли лечиться народными средствами. Люди не доверяют системе здравоохранения, особенно те, кто живет за пределами Москвы», — сказала Джуди Твигг (Judy Twigg), эксперт по здравоохранению в России в Университете Содружества Виргинии.
Правительство России, по всей видимости, не хотело поднимать панику в связи с распространением коронавируса из-за экономического положения в стране, которая серьезно пострадала от двойного удара — от спада в мировой экономике, вызванного распространением коронавирусной инфекции, и начавшейся ценовой войны на нефтяном рынке между Саудовской Аравией и Россией. Всего несколько недель назад Путин обещал россиянам, что их доходы, которые долгое время снижались, в этом году наконец начнут расти вместе с российской экономикой. Однако события последних нескольких недель разрушили эти надежды, и теперь попытки ограничить их воздействие на российское общество, по всей видимости, стали одним из основных приоритетов Кремля.
«Правительство знает, что у людей нет больших накоплений и что мелкий бизнес живет за счет ежемесячного кассового оборота, — объяснил Габуев из Московского центра Карнеги. — Главная задача сейчас — обеспечить эффективные карантинные меры и при этом не спровоцировать масштабный разлад в экономике».
Что касается борьбы с распространением коронавируса, российское правительство быстро отреагировало в конце 2019 и начале 2020 года, закрыв свою протяженную сухопутную границу с Китаем и ограничив авиасообщение между двумя странами. Мэр Москвы Сергей Собянин, которого Путин недавно назначил руководителем рабочей группы по борьбе с распространением коронавируса, принял ряд противоречивых мер, направленных против китайцев в Москве, включая проведение рейдов там, где работают граждане Китая, а также распоряжение, требующее, чтобы водители общественного транспорта сообщали диспетчерам о «лицах китайской национальности в салоне». Эти меры вызвали резкое негодование представителей посольства Китая в Москве, которые пожаловались на такое обращение непосредственно Кремлю. Согласно официальной статистике, закрытие границы, по всей видимости, сработало, поскольку большинство подтвержденных случаев заболевания в России были зафиксированы у граждан, вернувшихся из Европы, главным образом из Италии.
С тех пор Москва находилась в состоянии повышенной готовности и принимает жесткие меры. Однако власти Москвы воздерживались от того, чтобы призвать к введению чрезвычайного положения по всей стране, как это было сделано в Европе. Власти столицы сообщили, что тем, кто будет игнорировать требования режима карантина, будет грозить до пяти лет тюрьмы, и они использовали обширную систему распознавания лиц, чтобы следить за людьми, находящимися на карантине, — и даже выписывали штрафы, когда кто-то выходил из дома, чтобы вынести мусор.
Хотя на этой неделе Россия приняла жесткие меры для замедления распространения коронавирусной инфекции, рестораны, бары и торговые центры продолжают работать в обычном режиме. Хотя многие работодатели уже перевели своих сотрудников на удаленную работу, Собянин выпустил по этому поводу официальный указ только в среду, 18 марта.
«Чем дольше все будет открыто и чем дольше власти будут воздерживаться от введения жестких мер по социальному дистанцированию, переживая за состояние экономики, тем больше будет неизбежный всплеск в распространении этого коронавируса», — сказал Твигг.
Между тем политическая жизнь в России не стоит на месте, несмотря на коронавирус. Хотя сейчас действует запрет на массовые собрания, во вторник, 17 марта, Путин подтвердил, что 22 апреля состоится референдум по вопросу о внесении в конституцию поправок, которые, возможно, позволят ему остаться президентом страны еще на два срока.
Кроме того, Кремль сообщил, что репетиции к параду в честь Дня Победы продолжатся — в этом году Россия будет отмечать 75-летие победы Советского Союза над нацистской Германией во Второй мировой войне, — и в этих репетициях могут принимать участие сразу до 10 тысяч солдат.
Рейд Стэндиш — специальный корреспондент издания Foreign Policy, освещающий ситуацию в России и Евразии. Прежде он занимал должность помощника редактора.