Иногда страны не хотят привлекать внимание к своим действиям, — особенно если предпринимаемые ими шаги связаны с угрозой ответа со стороны Соединенных Штатов или могут послужить поводом для него. Есть две страны, которые особенно ловко манипулируют международными событиями и обращают их в свою пользу, — это Северная Корея и Россия. Только американское правительство и американские средства массовой информации имеют подобный охват, но они всецело сфокусированы на пандемии COVID-19, вызванной новым коронавирусом. Тем временем Пхеньян тайком продолжает нарушать санкции и совершенствует свою ядерную программу, а забытой и продолжающейся уже шесть лет войне России на Украине не видно конца. Можно ли сомневаться в том, что нынешний кризис, вызванный распространением COVID-19, предоставляет еще большую возможность для каждой из этих стран по расширению своей вредоносной деятельности?
Следует напомнить о том, что Северная Корея успешно использовала неожиданно возникшее сотрудничество с Южной Кореей во время Зимних Олимпийских игр 2018 года в Пхенчхане для того, чтобы прекратить на время максимальное давление со стороны Соединенных Штатов. Более того, эти контакты проложили путь саммитам с Вашингтоном и Сеулом, значение которых было чрезмерно преувеличено, и это помогло Северной Корее представить более современный, более дружественный международный имидж своей страны. Не следует забывать, что Россия шокировала весь мир своим вторжением в Грузию в тот момент, когда внимание людей было приковано к Великой рецессии, а также к Олимпийским играм в Пекине в 2008 году. В 2014 году Москва предприняла аналогичные действия и совершила поразительную агрессию против Украины, которая тоже застала врасплох весь мир.
Если оценивать эти события задним числом, то они уже не представляются столь неожиданными. Северная Корея давно использует попеременно угрозы и дипломатию, пытаясь таким образом добиться облегчения санкционного режима. Кроме того, даже собственные интересы Америки говорят о том, что коммуникация лучше, чем движение по раскручиваемой спирали в сторону войны с государством, обладающим ядерным оружием. Что касается России, то уже давно ясно, что она готова предпринять самые жесткие действия, чтобы лишить возможности соседние государства, которые она рассматривает как собственную территорию, вступить в такие важные западные организации, как Европейский союз, или в такие альянсы, как НАТО.
Сегодня, когда COVID-19 занимает господствующее положение в заголовках прессы, Северная Корея, скорее всего, сосредоточит внимание на проведении ядерных испытаний, поскольку за этим мало кто следит. Укрепление и без того уже довольно значительного арсенала ядерного сдерживания Северной Кореи означает, что ее позиция на переговорах станет еще более сильной. Что касается Москвы, то в настоящее время ведутся переговоры, целью которых является поиск возможного урегулирования на Украине, тогда как новый конфликт с Белоруссией грозит выйти из-под контроля. Россия может использовать пандемию для отвлечения внимания, а в это время она продолжит оказывать давление на Украину или даже рискнет повторить операцию, проведенную ей в Крыму, и захватить всю Белоруссию или часть ее.
Почему эти страны так поступают? Если внимание Америки отвлечено, а ее ресурсы сконцентрированы где-то в другом месте, то у соперников Вашингтона появляется возможность для действий. Люди озабочены распространением коронавируса, а американские военные могут быть задействованы в оказании медицинской помощи. Кроме того, американскому президенту в период внутреннего кризиса не следует посещать иностранные государства для проведения чрезвычайных встреч или создавать впечатление, что его внимание сосредоточено на чем-то другом. Более того, крупные американские военные учения уже отменены или могут быть отменены в Азии и в Европе из-за распространения COVID-19.
Северокорейский лидер Ким Чен Ын не собирается отказываться от ядерного оружия. В конечном итоге он, возможно, несколько изменит свою позицию по некоторым испытательным центрам или по вопросу о контроле над вооружениями, но не более того. Ким понимает, что оружие массового уничтожения, способное достичь американских городов, является единственным способом обеспечить его собственное выживание. Ядерное оружие — это адская угроза, которая не позволяет Вашингтону разрушить этот режим, как это было сделано с иракским лидером Саддамом Хусейном или с ливийским лидером Муаммаром Каддафи. Вместе с тем межконтинентальные баллистические ракеты Пхеньяна несовершенны. Без соответствующих испытаний элементов тепловой защиты ракеты могут разрушиться при возвращении в атмосферу.
Конечно, достаточное количество межконтинентальных баллистических ракет может долететь до своих целей и разрушить несколько американских городов, но что если Ким не хочет рисковать? Почему бы не запустить несколько межконтинентальных баллистических ракет сегодня и просто сказать, что это испытания «спутников»? В конечном счете Ким уже провел пять испытаний баллистических ракет малой дальности (два испытания 2 марта и три 8 марта), и почти никто этого не заметил.
Российский лидер Владимир Путин тоже озабочен своим будущим. Он стареет, и, кроме того, приближается установленный конституцией лимит на его пребывание на посту президента. Поэтому Путин думает, каким бы образом остаться у власти и продолжить курс на то, чтобы Россию стали серьезно воспринимать как великую державу. В его распоряжении несколько вариантов. Наиболее вопиющим способом было бы просто изменить конституцию, убрав из нее ограничение по количеству сроков, что позволило бы ему остаться у власти до 2036 года. Есть и другой вариант, — он может сохранить власть, став главной нового «союзного государства» в составе Белоруссии и России. Уже давно ведутся переговоры об этом политическом союзе, и, кроме того, обе страны уже являются членами Евразийского экономического союза, главенствующая роль в котором принадлежит Москве. Но после запугиваний и споров по цене на нефть, а также с учетом событий на Украине, Белоруссия не особенно настроена на такого рода сотрудничество. И если Путин хочет создать союзное государство, он должен будет применить для этого силу.
И почему бы не сделать это сейчас? Посмотрите сами на новости, — почти никто не видит, что этот потенциальный конфликт обостряется.
Существуют две возможные причины, по которым Вашингтон не может игнорировать горячие точки мира. Очевидно, что Америка должна сделать приоритетом борьбу с COVID-19, и она поступает правильно, предпринимая жесткие действия в этот момент, а может сделать еще больше. Соединенные Штаты не могут предвидеть возникновение конфликтов, они не могут остановить любую конкурирующую державу и не дать ей возможность сделать то, что не нравится Вашингтону или нарушает международное право. Но было бы ошибкой считать, что пандемия коронавируса помешает другим государствам действовать агрессивно для обеспечения своих интересов. Было бы также ошибкой позволить застать себя врасплох просто потому, что Вашингтон не обратил на это внимания.
Правительства любят использовать кризисы для своей выгоды, и ситуация с COVID-19 ничем не отличается от других кризисных ситуаций. Америка должна внимательно следить за Пхеньяном и Москвой на фоне распространения пандемии коронавируса.
Джон Дейл Гровер — помощник ответственного секретаря журнала «Нейшнл интерест» (The National Interest) и научный сотрудник по корееведению в Центре национальных интересов.