Если сесть на электричку на Ярославском вокзале и около часа ехать через лес, оказываешься на небольшой станции «Монино». На привокзальной площади у пустых турникетов стоят маленькие ларьки, торгующие продуктами и бытовыми товарами.
Я вышел на станции «Монино» в 2016 году. Хотел посетить Центральный музей Военно-Воздушных Сил РФ, находящийся в этом городе, но как только я сошел с поезда, то тут же заблудился.
Раньше в музее располагалась советская школа ВВС, поэтому путь туда не самый простой. В поисках дороги к музею я оказался в старом жилом квартале, и у меня сложилось впечатление, будто я совершил путешествие во времени.
Жилые дома были построены для летной школы, но они уже отжили свой век. Повсюду встречаются поросшие сорняками памятники, прославляющие советские ВВС, — следы грез сверхдержавы СССР.
Такие условия при администрации Путина, которая перестроила армию и повысила уровень жизни военных, поэтому страдания российской армии в 1990-е годы находятся за гранью воображения. Зарплаты постоянно задерживали. Но даже если выплачивали в срок, из-за гиперинфляции деньги тут же превращались в бумагу.
Социальные гарантии отсутствовали. В армии процветало пьянство, наркомания и дедовщина. Чтобы выжить, многие военнослужащие торговали на черном рынке оружием и топливом. Народ полностью потерял доверие к армии.
В таких условиях российские войска решили назваться преемником великой армии, которая сокрушила зло под названием нацистская Германия. Один из примеров — сохранение российской армией почетных званий, применявшихся в советский период.
В 13 статье российской Конституции, принятой в 1993 году, говорится: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие», «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Несмотря на это, российская армия сохранила такие награды, как Орден Красного Знамени, Орден Ленина и Медаль «За оборону Сталинграда».
Между тем в 2000 году президентом стал Владимир Путин, и наметились некоторые изменения. Администрация Путина, провозгласившая сильную Россию действительно увеличила оборонный бюджет и возродила армию, которая тогда разваливалась. Тем не менее это было сделано так, чтобы излишне не нагрузить экономику.
На самом деле до Вооруженного конфликта в Южной Осетии военный бюджет России не превышал показатель экономического роста. Он составлял примерно 2,5% от ВВП.
В 2007 году президент Путин назначил министром обороны Анатолия Сердюкова, чтобы проводить военную реформу. Ранее такие должности обычно занимали бывшие военные или разведчики, однако в этот раз все было по-другому: Сердюков возглавлял мебельную компанию, затем стал главой Федеральной налоговой службы (ФНС) и после этого получил должность министра обороны.
Сердюков со своим бизнес-подходом попытался полностью рационализовать армию. Внимание было сосредоточено на подготовке не к крупному конфликту наподобие Третьей мировой войны, а к небольшим столкновениям, вероятность которых намного выше. Одновременно новый министр приложил усилия к тому, чтобы избавиться от ностальгии по СССР.
Один из примеров — почетные звания, упомянутые выше. Например, вторая мотострелковая дивизия, отвечающая за оборону Москвы, имела такие советские звания, как «Таманская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия имени М. И. Калинина». Ее сократили до бригады, а также переименовали функционально и коротко: «5-я Отдельная гвардейская мотострелковая бригада». При Сердюкове происходила реорганизация и уход от воспоминаний о советской армии.
Между тем эти реформы не вызвали радости у верхушки армии и консерваторов. Предание забвению советской воинской славы вызвало у них отторжение на эмоциональном уровне. Кроме того, Сердюков одного за другим менял военачальников старой закалки, получивших в советское время образование с учетом войны против США, и это также усилило негативное отношение.
Для администрации Путина история победы над нацистами помимо всего прочего являлась доказательством уз с западными странами. Также она представляла и политическую ценность с точки зрения подъема общества, лишившегося коммунистической идеологии.
В 2011 году Сердюков лишился поста в связи с коррупционным скандалом и любовницей, находящейся в центре него. Армия начала возвращаться в старое русло. Восстановили крупномасштабную военную систему, ликвидированную Сердюковым в рамках рационализации. Возродили старые советские звания. В 2013 году 5-ой Отдельной гвардейской мотострелковой бригаде, упомянутой выше, было возвращено старое название.
Наметились изменения и в Парадах Победы, которые ежегодно проходят 9 мая в честь победы над нацистами. Например, в парадах начали принимать участие отреставрированные танки Т-34, внесшие вклад в победу.
Кроме того, в конце парада начали организовывать общественное шествие под названием «Бессмертный полк»: люди идут по улицам с фотографиями родственников, воевавших на Второй мировой войне. Президент также принимает участие в этом мероприятии с фотографией отца, который служил в диверсионном отряде НКВД.
Решающую роль сыграл чрезмерный рост антиамериканских настроений в связи с украинским кризисом в 2014 году. Ухудшение отношений с США предоставило шанс подчеркнуть необходимость крупной армии для противостояния сверхдержаве. Сдерживаемый до этого оборонный бюджет на некоторое время вырос до 4% от ВВП.
Международная обстановка, сложившаяся после 2014 года, напомнила россиянам о холодной войне, во время которой СССР сражался с США за военную гегемонию. Так, образ российской армии, защищающей страну, совпал с образом советских войск.
Между тем современная российская армия черпает славу не только в ностальгии по советскому времени. Благодаря восстановлению военной мощи Россия вновь вышла на авансцену международной политики, в армии была налажена дисциплина. Благодаря всему этому доверие россиян к армии во многом вернулось. По данным социологических опросов, армия вышла на второе место по доверию вслед за президентом. Можно сказать, что российским войскам удалось восстановить поддержку народа и без помощи советского наследия.
Кроме того, администрация Путина сблизилась с Русской православной церковью (РПЦ), у которой после развала СССР открылось второе дыхание. В последние годы в войсках стали служить священники. В Воздушно-десантных войсках (ВДВ) даже есть батюшки, получившие квалификацию для прыжков с парашютом.
Но вернемся к парадам. Нынешний министр обороны Сергей Шойгу не выходит на Красную площадь, не перекрестившись. Подразделения, возвращающиеся на базу после парада, благословляет звон колоколов церкви у Министерства обороны.
Можно сказать, что современная российская армия держится за счет различных факторов: военная мощь, ностальгия по СССР и вера в православие, унаследованная россиянами. В 13 статье российской Конституции говорится: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Нельзя не предположить, что эта статья реализовалась в несколько необычной форме. Авторы Конституции о таком даже не мечтали.