Весной прошлого года, когда Зеленский был уже избран президентом, но обязанности главы государства еще продолжал исполнять Порошенко, последний выдал «дембельский аккорд» — подписал одиозный закон о державной мове (по сути — закон о тотальном вытеснении русского языка из всех сфер общественной жизни). Все тогда были уверены, что так уходящая власть патологических русофобов подложила свинью «ревизионистам», победившим на волне отвращения большинства населения Украины ко всей этой «армии, мове, вире» («Армия, язык, вера» —предвыборный лоозунг Порошенко, — прим. ред.). Да и продолжал строить из себя клоуна, обещая изучить закон, столь взбудораживший его собственный электорат (как будто, не мог сделать это еще как кандидат).
Не изучил. Что вполне объяснимо. Одно дело не подписывать столь «неоднозначный» документ, другое дело — подвергать ревизии одно из самых ярких проявлений гидности (достоинства — прим. ред.), за которую, как известно, скакал Святой Майдан. Поэтому у 73%, проголосовавших за Зе во втором туре, оставалась надежа, что «Слуга народа» хотя бы не примет закон об образовании, имплементирующий соответствующие положения закона Порошенко о тотальной украинизации.
Приняли. Хотя прекрасно знали, что с «реформой образования» от предыдущей министра-соросовки (на Украине термин соросята означает получателей западных грантов — независимо от того, кто их выдавал: структуры Сороса, американское посольство или Евросоюз, — прим. ред.) Гриневич «нацменьшинства» (а все они, вне сомнения, вошли в вышеупомянутые 73%) вели бои с 2017 г. Борьба эта была поддержана Будапештом, Варшавой, Москвой, Софией, Афинами, Кишиневом и даже НАТО. Буквально за месяц до принятия закона об образовании, его положения (как прописанные в законе о языке) были подвергнуты уничтожительной критике со стороны Венецианской комиссии.
Не проняло. Рассмотрение и приятие закона Верховной радой заняло у «новой власти» всего 20 минут. Монобольшинство всего такого либертарианского «Слуги народа» с ходу приняло законопроект пещерной львовской русофобки Гриневич (та в первый же год независимости заняла должность замдиректора школы по нацвоспитанию и пошла по этой благодарной стезе).
Соросятник нового созыва внес лишь парочку косметических изменений для замыливания глаз европейских озабоченных правами «национальных меньшинств» (на самом деле, коренных, а в случае с великороссами — и государствообразующих народов современной Украины). Зеленский же, имплементировавший своей подписью положения порошенковского закона о языке и яценюковского законопроекта об образовании (Гриневич стала министром по квоте «Фронта перемен»), расписался в том, что является прямым продолжателем гуманитарной политики Порошенко-Яценюка-Турчинова.
Что же теперь делать тем наивным (мягко говоря) русскоязычным, которые связывали с Зеленским надежды на восстановление своих культурных прав? «Обращаться в Лигу Наций!», — посоветовал бы другой предшественник Зе, гроссмейстер Остап Бендер. Но в том лишь доля шутки.
Оба акта — закон о госязыке от Порошенко и закон о среднем образовании от Зеленского (не более, чем имплементация того же порошенковского акта в области образования), вступают в непримиримое противоречие с Хартией. Данный документ международного характера (а потому имеющий приоритет над внутренними законами Украины) был подписан министром иностранных дел Удовенко в 1996 году и спустя 6 лет ратифицирован Радой.
Согласно Хартии, в начальном, среднем и профессионально-техническом образовании полностью или в существенной части предусмотрено предоставление образования на региональном языке. А русский, согласно положениям той же Хартии, обладает региональным статусом во всех областях Украины.
В то же время закон Зеленского гласит, что «языком образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования является государственный язык», вне зависимости от того, носителем какого языка является «участник образовательного процесса». Исключение делается только для частных школ (на которые у подавляющего большинства населения беднейшего государства Европы, средства вряд ли найдутся). И здесь «слуги народа», казалось бы, убивают двух зайцев. И народу радостно объявляют: «Любой каприз из Хартии за ваши деньги!». И пред Советом Европы (автором Хартии) удостоверяют: «Ну, так у нас и предусматривается образование на русском языке! В существенной части. Но только в негосударственных учебных заведениях».
Однако в Хартии на случай таких хитроустроенных есть особая оговорка — о способствовании «развитию процесса преподавания региональных языков». И каково же получается «развитие»?
Даже на момент принятия в 2017 году в первом чтении законопроекта Гриневич, на Украине еще действовало 3,7% школ с русским языком обучения. Если исходить из количества школьников, то сейчас, по данным минобразования, на русском языке учится 7% детей (хотя русский язык даже по цифрам грантоедского Центра им. Разумкова остается родным для 27% населения Украины, и это без учета ЛДНР и Тавриды, разумеется).
Таким образом, законы Порошенко-Зеленского, ликвидируя государственные школы с преподаванием на языке «национальных меньшинств», нарушают не только Хартию, но и основной закон собственного государства. Ведь как говорится в статье 22 конституции Украины, «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». В нашем случае «конституционные права и свободы», которые «гарантируются и не могут быть упразднены», отражены в следующих статьях конституции (законе прямого действия, между прочим).
Статья 53: «…национальным меньшинствам… гарантируется право обучения на родном языке либо на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национальные культурные общества». Порошенко и Зеленский лишают национальные меньшинства гарантии получения образования на родном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.
Статья 24: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по… языковым или иным признакам». «Равные для каждого» законы Зеленского-Порошенко не только лишают представителей «национальных меньшинств» (налогоплательщиков, за чей счет содержится и система государственного образования) права на бесплатное образование своих детей, но и создает для «титульных детей» конкурентные преимущества при поступлении в вузы: языком внешнего независимого оценивания является исключительно украинский.
Статья 11: «Государство содействует… развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных меньшинств Украины». Как именно введение ограничений в доступе к образованию на родном языке, «содействует развитию этнической, культурной, языковой самобытности всех национальных меньшинств», остается только спросить у самих Зеленского с Порошенко.
И, наконец, статья 10 конституции Украины: «На Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины. Государство способствует изучению языков международного общения». Русский, напомним Зеленскому с выдающимся международником Порошенко — официальный язык ООН.
Именно в 10-ю статью конституции Украины Венецианская комиссия не устает тыкать Украину же. Данный консультативный орган при Совете Европы напомнил ЦэЕвропе и то, что русский язык является предметом Европейской хартии региональных языков. Но «слуги народа», похоже, даже не в курсе, что именно соблюдение Хартии языков было условием принятия Украины в Совет Европы.
За неделю до подписания Зеленским дискриминационного закона экс-представитель Украины в комитете Совета Европы, экс-замглавы госкомитета Украины по делам национальностей, депутат прошлых созывов Верховной рады Владимир Алексеев предупреждал: «Создается опасность, что Европейский суд по правам человека, рассматривающий случаи нарушения конвенции, будет завален десятками тысяч жалоб от граждан с их исками к государству Украина (в т. ч. и материальными)».
Да, может это где-то наивно (жаловаться хозяевам на их же цепную моську), но ведь прецеденты выигрышных дел граждан Украины против государства имеются. Совсем недавние — этого года уже. По крайней мере, это выглядит более реалистичным, чем взывание к Зеленскому через электронные петиции, чем отметились в соцсетях некоторые мои реальные и виртуальные друзья. Это как если бы в 1940-х «прогрессивная германская общественность» требовала от Гитлера гарантировать свободное развитие еврейской культуры в пределах Аушвица, Бухенвальда, Дахау и т.п. — мест компактного расселения указанного национального меньшинства.
«Массовое обращение всех, кто попал под языковые репрессии, в суды (которые предсказуемо откажут им в исках) с последующим переносом дела в Европейский суд по правам человека, это реально, — считает Владимир Алексеев, ныне эксперт, сотрудничающий с ОБСЕ. — Думается, желающих получить компенсацию в 5-10 тысяч евро за свои языковые страдания найдется немало. А уж правозащитники, которые подготовят типовые документы для желающих получить такие компенсации, наверняка станут национальными героями».