Спустя месяц после того, как в России подтвердился первый случай заболевания коронавирусом, президент Владимир Путин впервые выступил по телевидению на тему пандемии. Он попросил граждан оставаться дома. Российского лидера критикуют за то, что он долго не признавал масштабы кризиса — в стране пока не введен режим карантина, который в других государствах уже стал нормой. «Не думайте, пожалуйста, как у нас бывает: „А, меня это не коснется!" Это может коснуться каждого. Самое безопасное сейчас — побыть дома», — заявил Путин. Президент объявил нерабочую неделю по всей стране, начиная с понедельника 30 марта. Все структуры, не выполняющие социально значимые функции, теперь будут закрыты. Между тем сотрудникам в этот период продолжат начислять зарплату. Со стороны это выглядит как проверка перед введением более серьезных мер по изоляции населения.
Сейчас же дома обязаны оставаться только лица старше 65 лет. Но в больших городах за этим либо плохо следят, либо вообще не следят. Путин также объявил о том, чего и так все ждали: референдум о поправках в конституцию, который должен был состояться 22 апреля, отложили на неопределенный срок. Эти поправки позволят ему переизбираться после 2024 года, их одобрил парламент и Конституционный суд. Президент также озвучил целый ряд начальных мер, призванных смягчить негативное влияние пандемии на экономику. Кто останется без работы или не сможет трудиться по болезни, до конца года будет получать пособие в размере минимальной ежемесячной зарплаты. В России МРОТ составляет 12 130 рублей, при этом сумма может варьироваться в зависимости от региона. Для Москвы, например, минимумом будет 20 195 рублей. Кроме того, на неопределенный срок вводятся ежемесячные выплаты на каждого ребенка в семье. Пандемия настигла страну в момент, когда экономические трудности усугубляются падением цен на баррель нефти — этот энергоноситель занимает центральное место в российском экспорте, как и газ. Разногласия между Россией и Саудовской Аравией по вопросу регулирования рынка сказываются на и без того сдержанном росте российской экономики, который по прогнозам на этот год составит меньше 1,5%.
В стране зафиксировано 658 случаев заболевания коронавирусом, три человека умерли. Это относительно небольшие числа, что заставляет усомниться в их точности. Во вторник, 24 марта, мэр Москвы Сергей Собянин, ответственный за борьбу против Covid-19, признал, что низкие показатели могут объясняться недостаточными объемами тестирования. В некоторых городах России действуют ограничения, но в основном они касаются скоплений людей. Исключение составляет Чеченская Республика, где выявлены трое заболевших. Там на этой неделе объявили карантин, решили закрыть всю торговлю, не связанную с жизнеобеспечением. Авторитарный президент республики, Рамзан Кадыров, пригрозил смертью тем, кто нарушит режим изоляции. «Человека, который сам себе создает эту проблему, если спросить меня, следовало бы убить. Не только сам заболевает, [но и заражает] свою семью, своих сестер, братьев, соседей», — передает его слова агентство «Кавказский узел». Конечно, это просто сильные слова. Но, учитывая многолетнюю историю жестокости режима Кадырова, спекуляции о том, что будет дальше, приобретают серьезный характер. Он пришел к власти в 2007 году после того, как маленькая кавказская республика столкнулась с разрухой в результате двух войн с центральной российской властью (1994-1996 и до 2009 года) и джихадистских восстаний.