Если Джо Байден выиграет президентскую гонку, можно ожидать поворота на 180 граусов в отношениях между США и Россией. Дни подлизывания к Владимиру Путину вмиг закончатся. США больше не будут оставаться пространством, открытым для любого российского вмешательства. А еще США не будут больше во власти непредсказуемого президента с его самодеятельной дипломатией и периодическими судорожными порывами снять санкции с Москвы. Санкции, которые должны быть вообще-то уничтожающими. В то же время при Байдене откроются двери для конструктивного диалога.
Другими словами, Путин наконец-то получит жесткий окорот от американского лидера, по-настоящему разбирающегося в государственных делах и закаленного в боях дипломатии времен холодной войны. «Русские не хотят, чтобы я был кандидатом на этих выборах,- сказал недавно Байден в интервью CBS. — Поэтому они много денег потратили на ботов в Фейсбуке. Их даже засекли, как они внушали всем, что Байден — плохой парень. Они просто не хотят, чтобы Байден баллотировался».
И русские этого не хотят по вполне существенным причинам. В отличие от президента Трампа — который путал Балтику с Балканами и не имел представления, что Китай граничит с Индией — Байден наши международные отношения разом и расширит, и углубит.
Он недаром 36 лет просидел в сенатском комитете по международным делам, причем половину этого срока — в качестве председателя. И у него в друзьях целая куча мировых лидеров и политиков. Половина его пребывания в сенате, кстати, пришлась на холодную войну. В эти годы этот сенатор от штата Делавер как следует наседал на Советский Союз по поводу прав человека. А еще он ругал Москву за экспансионизм, умудряясь при этом быть ведущим сторонником сокращения вооружений. Больше всех призывая к переговорам на эту тему.
В статье-эссе, написанной для журнала «Форин афферс» в 2018 году в соавторстве с со специалистом по России Майклом Карпентером, Байден держится своей политики кнута и пряника в отношении Москвы. США должны возглавить коалицию союзников, пишет Байден, чтобы сделать одну вещь. А именно — «заставить Москву заплатить высокую цену за нарушения международного права и подрыв суверенитета других стран». И в цену эту Байден предлагает включить и санкции. При этом он призывает к продолжению переговоров с Кремлем, придерживаясь, однако, твердой линии насчет того, чтобы не допускать российского вмешательства в наши выборы.
Майкл Халцель, бывший советник Байдена по внешнеполитическим вопросам в его сенаторские времена, говорил мне: на посту президента Байден хотел бы вернуться к тому, чтобы выстраивать отношения между Россией и США в тесной координации с союзниками по НАТО. Но при этом Байден не потерпит ни малейшего российского вмешательства в выборы. Основываясь на опыте своей работы с Байденом, Халцель говорит, что среди приоритетов нового президента будет борьба с путинскими вмешательствами на Украине, на Балканах, в Сирии и во всяких других местах. И все это — вместе с возобновлением переговоров о сокращении ядерных вооружений. "Байден понимает, что с Путиным надо быть жестким«,- говорит Халцель.
Подход Байдена к России следует рассматривать в контексте постепенного отхода демократов от сложившегося после холодной войны неолиберального консенсуса в пользу глобализации. Об этом пишет внешнеполитический эксперт Института Брукингса Томас Райт: «Внешняя политика Байдена точно не будет революционной. Но в 2021 году демократы в случае своего успеха проведут этакую тихую реформацию». Демократов очень беспокоит растущий во всем мире авторитаризм, включая вопрос о росте этого самого авторитаризма и сокращении свободы в России.
Так что если Москва опять попробует вмешаться в американские выборы, демократы точно не остановятся перед тем, чтобы ответить мощными новыми санкциями, по словам Райта. Они и вправду могут потребовать против России меры самого строгого наказания.
Как и многие из нас, Москва была совершенно не готова, была просто потрясена, когда Байден вдруг вернулся в первые ряды президентской гонки после голосования в «супервторник» и праймериз в Южной Каролине.
Русские тем временем, похоже, поддерживают кампанию Сандерса. Они рассматривают этого самопровозглашенного демократического социалиста как отличную боксерскую грушу для Трампа.
Но нынче Кремль, похоже, понял, что столкнулся с новой реальностью, и вынужден к ней приспосабливаться. Российский ресурс RT пытается представить победу Байдена как «заговор элит против рядовых избирателей». А Байден этими манипуляторами изображается в виде слабака, безвольной тряпки. «Практически гарантировано, что Обама, а не Байден будет задавать тон в овальном кабинете», — прогнозирует RT.
Можно представить, как будут разбиты сердца кремлевских силовиков (а силовики — это те, которые вышли из спецслужб, ну, типа самого Путина) — можно представить, как они будут корчиться, глядя на разгром Трампа. Да еще и на разгром Трампа в от руки компетентного кандидата в президенты, который на Путина уж точно смотрит без всяких розовых очков. Путин пока что даже сказать про Байдена ничего не решается. Он и его советники, должно быть, лихорадочно ищут выход.
Да и у многих российских олигархов ест личные причины беспокоиться. "У них у всех дети и внуки живут и учатся в США. Угроза блокировать их счета и отправить отпрысков домой к родителям — это причина для большой озабоченности Путина и его окружения",- говорит базирующаяся ныне в США русская диссидентка-журналистка Ксения Кириллова. И тут, в этой истории с детьми за границей, она задевает ту сторону отношений РФ-США, которую на Западе часто не замечают.
В плане работу с институтами, администрация Байдена точно вернет традиционные формы дипломатии и публичной политики. При нем опять обретут власть ведомства, которые традиционно отвечали за координацию политики США во всем мире — и политики внешней, и политики безопасности. А эти ведомства — это госдеп и Совет Национальной Безопасности. И, конечно, Байден будет ловить каждое слово наего разведывательного сообщества — уж к спецслужбам-то он точно прислушается.
В прошлом Байден традиционно предпочитал мягкую силу прямому военному вмешательству. Но его первой задачей будет восстановить институты, подвергшиеся жестокому разрушению при Трампе. Это будет означать назначение уважаемых экспертов на самые важные должности и восстановление прежней [существовавшей при Обаме] системы формулирования политики. Это будет достаточно просто сделать. Если Трамп ненавидит экспертов, то Байден их просто обожествляет.
В результате всего этого американский народ может ожидать, что он услышит, наконец, правду из Белого дома. Таково будет последствие избрания Байдена. И для Путина будут последствия — это точно. В прошлом останутся те дни, когда Президент Соединенных Штатов Америки недооценивал или игнорировал внешнее вмешательство в выборы.