Минувшая зима в Германии оказалась теплой, даже слишком: в декабре температура превышала многолетнюю среднюю на три градуса, в январе и феврале даже на четыре с лишним. Приятный побочный эффект теплой зимы: расход топлива на отопление существенно снизился, причем не только в Германии, но и в соседних странах.
Потребителей это радует, но поставщикам не до смеха: им надо продавать свой газ. Европейские хранилища на конец зимы были заполнены на 55,5% — это наивысший показатель в истории. В некоторые годы европейцы в самом начале зимы закачивали туда ровно столько топлива.
Таким образом, цены на мировом рынке уже несколько месяцев снижаются. Еще больше их падение ускорилось из-за кризиса нефтяных цен. Так что на нидерландской торговой платформе TTF, одной из основных газовых бирж в Европе, цена на топливо ушла уже ниже 90 долларов за 1000 кубометров.
И именно в этой ситуации российский энергетический гигант Газпром увеличивает продажи в этом сегменте. Если в прошлом году Газпром через собственную платформу ETP продал 14,1 миллиарда кубометров, то с начала этого года объем уже превысил 8,6 миллиарда. В марте концерн уже продал 2,46 миллиарда кубометров газа по спотовым ценам. В пересчете на год это превышает показатели 2019 года в два с половиной раза.
Впрочем, доходы при этом сильно просели. Год назад газ стоил более 200 долларов, в начале же этого года цена в среднем составляла 113 долларов.
Газпром очень рискует
На протяжении многих лет Газпром выступао против спотового рынка и продавал свое топливо европейским странам по долгосрочным контрактам. Даже когда Газпром полтора года назад ввел в эксплуатацию систему ЕТР, она изначально служила лишь «дополнительным средством для оптимизации наших поставок», заявляла глава подразделения «Газпром-экспорт» Елена Бурмистрова.
Но теперь ЕТР стала конкурировать с собственными традиционными поставками, потому что на электронных торгах Газпром серьезно снизил цену. В системе ЕТР газ дешевле на треть по сравнению с долгосрочными контрактами. Соответственно, многие клиенты Газпрома перешли на ЕТР.
Не исключено, что Газпром умышленно обостряет конкуренцию через ЕТР, чтобы выдавить с европейского рынка конкурентов-производителей СПГ, предположил аналитик Fitch Дмитрий Маринченко. Расчет прост: Газпром надеется, что производители более дорогого СПГ не смогут конкурировать с его ценами и будут вынуждены покинуть европейский рынок.
Но эта стратегия весьма рискованна для самого Газпрома. Его собственный бюджет планировался с учетом цены на газ на уровне 200 долларов за 1000 кубометров. При этом остаются недостроенными несколько дорогостоящих проектов, в частности, «Северный поток — 2». Если цена останется на нынешнем уровне, компании придется пересмотреть свою инвестиционную программу.
При этом прогнозы неутешительны: эксперты Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) считают, что летом рынок достигнет своего «дна». Но если цена на спотовом рынке надолго останется на уровне ниже 100 долларов за 1000 «кубов», сам Газпром тоже пострадает от этого, потому что ему придется продавать топливо за счет долгосрочных контрактов. Даже при том, что цена добычи у Газпрома относительно низка, компании вряд ли удастся получать прибыль, предположил Маринченко.