Президент Владимир Зеленский обращается к депутатам парламента с призывом поддержать законопроекты, которые позволят стране получить необходимую помощь от МВФ и утверждает, что сегодняшний день покажет, слуги или прислужники работают в украинском парламенте.
Это странное обращение. У Зеленского не должно быть никаких проблем с принятием законопроектов — по крайней мере, тех, что не требуют конституционных изменений. Он провел в Верховную Раду такое большинство депутатов, которого не было ни у одного президента в украинской истории. Ему не с кем договариваться — разве что с самим собой.
Но это только на первый взгляд. В критический для Украины момент президент Зеленский столкнулся с политической реальностью. У него нет никакого большинства. Большинство есть у олигархов. И без их одобрения уж точно нельзя принимать законы, которые затрагивают их интересы.
Зеленскому нужно сказать правду хотя бы самому себе. У него есть мандат украинского народа, но к власти его привел не украинский народ. К власти его привели олигархи. А украинский народ просто посмотрел телевизор.
У олигархов были все основания помогать Владимиру Зеленскому. Его предшественник — нередко не по своему желанию, а по требованию международных институций — игнорировал их интересы и пробовал защищать интересы страны. Такой президент олигархам был не нужен. Им нужен был президент, который будет их защищать и от украинцев, и от международных кредиторов.
Сейчас Зеленский пришел к тому же, к чему пришел Порошенко. Не возможно одновременно быть президентом Украины и защищать олигархические интересы. И как только он сделал шаг в сторону государственных интересов, моментально оказалось, что у него нет парламентского большинства.
Людей, которые изначально были связаны с олигархическими кланами или нашли «взаимопонимание» с ними уже во время работы парламента. Людей, для которых парламент — не ответственность перед страной, а социальный лифт. Людей, которые просто не понимают куда они попали. Так большинство быстро стало меньшинством. И теперь президент пытается найти поддержку у фракций, лидеров которых и депутатов, которых он и его сторонники еще вчера публично шельмовали. Но даже с этими депутатами не набирается достаточного количества голосов. Слишком большим и безответственным оказалось «монобольшинство»!
Если бы Зеленский не устраивал бы вакханалию с внеочередными парламентскими выборами, если бы его действия по демонтажу управленческой структуры страны не поддерживало бы в популистском угаре большинство населения, сейчас у нас мог бы быть парламент, на который способен был бы опереться президент. Но такого парламента нет. И правительства нет, ключевых для решения проблем эпидемии министров приходится менять через несколько недель после назначения. И офиса президента нет — уже второй подряд его руководитель компрометируется и утрачивает влияние. А обязанности главы государства исполняет человек, который пытается докричаться до депутатов собственной фракции по телевизору.
Это и есть предсказуемый развал системы государственного управления в самый разгар страшной эпидемии. То, что не могло не случиться, случилось в самый неподходящий момент.