Страны закрывают границы, больницы не справляются с наплывом заразившихся коронавирусом, но в некоторых репрессивных государствах бывшего Советского Союза все идет как обычно, а их руководители в условиях глобальной пандемии рекомендуют весьма необычные средства профилактики и лечения.
Возьмите для примера Белоруссию, втиснутую между Россией и членом ЕС Польшей. Там президент Лукашенко игнорирует общую обеспокоенность по поводу Covid-19 и говорит своему народу, что лучшее лекарство — это хоккей, водка и баня.
Лукашенко, правящий своей страной с населением 9,5 миллиона человек более четверти века, ввел очень мало ограничений для недопущения распространения коронавируса. Рестораны, парки и бары в Белоруссии открыты. Массовые спортивные мероприятия проводятся по плану и привлекают сотни зрителей, несмотря на рекомендации Всемирной организации здравоохранения о социальном дистанцировании. Белорусская премьер-лига осталась единственной на континенте ассоциацией, продолжающей футбольные соревнования.
Да и сам Лукашенко без каких-либо ограничений появляется на публике. В субботу он решил поиграть в хоккей. «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях, — объявил он, стоя на льду в хоккейной амуниции и давая интервью государственному телевидению. — Здесь нет вирусов никаких. Это холодильник Самое лучшее здоровье! Лучше, чем спорт, особенно лед, ничего нет. Антивирусное лекарство, самое настоящее».
Белоруссия официально сообщила о 94 случаях заболевания коронавирусом без единого летального исхода, однако критики Лукашенко подвергают сомнению эту статистику, предупреждая, что власти могут преуменьшать цифры, поскольку страна готовится к назначенным на этот год президентским выборам.
Лукашенко дает собственные рекомендации по борьбе с вирусом, предлагая белорусам пить водку, чтобы «травить коронавирус», и ходить в баню.
«Я как-то упоминал, что для борьбы с разными вирусами, включая этот, надо ходить в баню, потому что Covid-19 не любит высокую температуру и не выдерживает при 60 градусах, как мне сказали специалисты», — заявил Лукашенко, добавив, что если нет дезинфицирующих средств, надо пить водку.
«Выйдя из бани, надо не просто помыть руки, надо пропустить рюмку водки, — сказал он. — Сам я человек непьющий, и за пьянство не агитирую, но это нормально, это терпимо, по крайней мере, до Дня Победы 9 мая».
По словам экспертов, нет явных доказательств того, что коронавирус погибает от высокой температуры.
Все как обычно
Белоруссия пока не закрыла свои границы, ограничившись двухнедельным карантином для всех прибывающих в страну. Однако границы закрыли все ее соседи — Россия, Украина, Польша, Литва и Латвия.
Работу тоже никто не прекращает, поскольку Лукашенко обеспокоен тем, как борьба с коронавирусом наносит ущерб глобальной экономике. По словам белорусского лидера, его воодушевили слова американского президента Дональда Трампа о том, что лекарство от Covid-19 не должно быть хуже самого вируса.
«Мне очень понравилось его недавнее заявление, — сказал недавно Лукашенко о Трампе во время посещения одного строительного предприятия. — Он заявил: „Если мы немедленно не вернемся на заводы и не начнем работать, больше американцев умрет от безработицы, чем от коронавируса“. Теперь вы понимаете, почему я не закрываю заводы».
В постсоветской Центральной Азии некоторые местные авторитарные руководители тоже пошли путем отрицания коронавируса.
В далеком Таджикистане, который граничит с Афганистаном, президент Эмомали Рахмон продолжает работу по обычному графику, появляясь на публике и планируя созвать в середине апреля парламент. На прошлой неделе Рахмон, которого в сводках новостей называют «основателем мира и национального единства, лидером нации», побывал в городах, которые принимают участие в общенациональном проекте по благоустройству, и вручил подарки сиротам.
«Эта гуманная инициатива главы государства вызвала огромную радость», — сообщили государственные СМИ.
Рахмон также разрешил массово отмечать Навруз, или Новый Год по персидскому календарю, и сам 22 марта принял участие в празднованиях на центральном стадионе в городе Худжанде. Государственное телевидение показало толпы зрителей в национальных одеждах, которые смотрели красочное представление и слушали выступление руководителя страны.
Иран же из-за вспышки COVID-19 частично отменил свои планы по празднованию Нового Года, а также запретил поездки, кроме жизненно важных, и закрыл магазины.
Нельзя сказать, что Таджикистан легкомысленно относится к коронавирусу. Там нет официально зарегистрированных случаев заболевания, однако 19 марта страна отменила международные рейсы, лишив себя важнейшего источника экономической помощи, которая поступает в виде переводов от трудовых мигрантов. А Рахмон недавно провел совещание с президентом соседней Киргизии о мерах по сдерживанию вируса.
В другой бывшей советской республике Туркменистане подход совершенно иной. Этой изолированной страной правит президент Гурбангулы Бердымухамедов, который создал себе культ личности и в своих трудах продвигает народную медицину. Государственные служащие обязаны читать его работы.
13 марта там состоялось заседание кабинета министров, но в протоколе заседания нет и упоминания о коронавирусе и Covid-19. Но в ходе заседания состоялась длительная дискуссия о пользе сжигания гармалы обыкновенной для профилактики инфекционных болезней.
«В первом томе книги главы государства „Лекарственные растения Туркменистана“ описываются методы подготовки и использования отваров из гармалы, — говорится в протоколе заседания. — Наши предки хранили ее у себя дома в виде связок и пучков. Время от времени они жгли траву и окуривали ею свои дома. Таким способом они проводили профилактику инфекционных заболеваний».
Пока лидеры других стран мучительно думают о том, как побороть пандемию COVID-19, иногда находясь в самоизоляции, Бердымухамедов продолжает уделять время своей главной страсти: верховой езде. В воскресенье государственное информационное агентство Туркменистана сообщило о том, что президент провел день в Ахалтекинском конном комплексе, где он проехался верхом на коне и начал писать новую книгу.