Российские врачи ожидают резкого скачка заболевания коронавирусом и осуждают избирательность в выборе людей для тестирования: некоторые члены правительства проходили тестирование уже несколько раз.
Москвичи сидят на домашнем карантине в ожидании наступления настоящей пандемии. Если прислушаться к словам правительства, слабое распространение вируса стало результатом вовремя принятых мер. Тем не менее многие российские медработники считают происходящее бомбой замедленного действия. В настоящее время, по крайней мере, согласно официальной статистике, Россия отстает от многих стран по скорости распространения пандемии COVID-19. На сегодняшний день в России зарегистрировано 1 тысяча 836 случаев заболевания коронавирусной инфекцией и только девять летальных случаев. Согласно исследованию, опубликованному Левада-Центром, большинство россиян (59%) не доверяют официальным статистике о коронавирусе в России. Даже сам мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что реальные цифры «безусловно выше официальных».
Две недели назад вице-премьер России Татьяна Голикова объявила о планах увеличить количество проведения тестов на коронавирус и начать проводить бесплатные тесты по всей стране. Однако нехватка ресурсов приводит к тому, что в лабораториях скапливается слишком много проб, потому как они поступают со слишком высокой скоростью. «У нас так мало ресурсов и медперсонала, что ни транспортировка, ни обработка образцов не могут быть выполнены должным образом, — сообщил «Эль Мундо» врач одной из девяти лабораторий столицы, отвечающих за проведение тестов. — Кроме того, к нам продолжают поступать пробы представителей правительства и членов их семей; многие из них уже проходили тестирование несколько раз, некоторые делают повторные тесты через день».
Из-за таких привилегий затруднен процесс проведения тестов остального населения. «Новые лаборатории отвечают всем требованиям безопасности, при этом наши стандарты безопасности даже выше, чем в Западной Европе», — говорит Александр Цибин, главный специалист по клинической лабораторной диагностике Московского департамента здравоохранения.
Мэр пообещал надбавки к зарплате для медперсонала, лечащего больных коронавирусом, что дало надежду многим работникам, чьи зарплаты вот уже несколько лет урезаются благодаря перераспределениям бюджета, предпринятым Россией после аннексии украинского Крыма в 2014 году. По мере медленного выявления случаев заболевания российские врачи готовятся к резкому скачку случаев коронавируса по всей стране, поскольку с прошлой недели число заболевших начало расти в геометрической прогрессии.
По словам специалиста по инфекционным заболеваниям Министерства здравоохранения Москвы Николая Малышева, сначала рост числа заболевших был линейным, теперь же мы наблюдаем их экспоненциальный рост. Многие россияне задаются вопросом, как больницы смогут противостоять такому потоку заболевших.
«Государственное здравоохранение не располагает достаточными средствами, из-за чего у нас мало сотрудников и плохое оборудование», — объясняют в медицинском профсоюзе «Действие». Также не хватает средств индивидуальной защиты для персонала. «Униформа предназначена для одноразового использования, но нам часто приходится использовать ее повторно», — говорит работник одной из московских лабораторий. Многое необходимо сделать.
С самого начала тесты на коронавирус проходили только россияне, прибывшие из-за границы, а также те, кто с ними контактировал. Для обеспечения большей точности тесты выполняются два или три раза, в зависимости от симптомов. Несколько частных лабораторий уже предлагают свои собственные экспресс-тесты стоимостью менее чем 20 евро. Они выполняют тесты ПЦР, с помощью которых образцы проверяются на наличие ДНК вируса. Московские лаборатории заявляют, что могут проводить от 2500 до 3000 тестов в день.
Российские власти настаивают на том, что медленное распространение коронавируса в России является результатом ранней реакции: закрытия части границ и изоляция прибывших из-за границы. Теперь цель состоит в том, чтобы тестировать не только людей с симптомами, но и обследовать людей с незначительными проявлениями заболевания. Тогда тесты будут доступны каждому. «Мы работаем здесь 24 часа в сутки, благодаря этому мы можем проводить 400 тестов в день. Когда мы начинали в феврале, в день мы проводили всего 60 тестов», — объясняют в лаборатории Южно-Сахалинска. Лакмусовый тест будут проводить не в лабораториях, а в больницах. От 20% до 30% пациентов, поступивших с коронавирусом, нуждаются в отделении интенсивной терапии, и более половины нуждаются в аппарате ИВЛ.
В настоящее время в Москве насчитывается 2 тысячи 600 реанимационных коек, и лишь их небольшая часть оснащена аппаратами ИВЛ. Логично ожидать, что в ближайшие недели количество аппаратов увеличится. Однако по подсчетам доцента физико-математического факультета МГУ Михаила Тамма, прогнозы в 48 тысяч заболевших превышают самые оптимистичные оценки возможностей российской системы здравоохранения. Используя математическую модель Базельского университета (Швейцария), он пришел к выводу, что пик инфекций в российской столице придется на начало мая, а пик смертей — на середину этого месяца.
Стоит отметить, что при этом Россия отличается относительно большим количеством аппаратов ИВЛ (в одних только государственных больницах их насчитывается 40 тысяч). В стране на каждые 100 тысяч жителей насчитывается 27 аппаратов ИВЛ. В Италии это значение достигает восьми, США также находится далеко от России — на 100 тысяч жителей приходится 18 аппаратов ИВЛ. Проблема заключается в том, что не все устройства способны работать 24 часа в сутки, некоторые приспособлены только для операций или для скорой помощи. И они также требуют процедур интенсивной терапии, специального оборудования и медицинских работников, которые умеют с ним обращаться.