В столице России Москве все большую популярность приобретают государственные школы с изучением китайского языка. Государственные образовательные ведомства прикладывают в этом направлении немалые усилия, в частности, разрабатывая официальную программу изучения китайского языка в общеобразовательных школах как второго иностранного.
«Написание черт — сверху вниз, слева направо»
Когда я в середине марта побывал в московской общеобразовательной школе №1465, молодой выходец из Китая, имеющий сейчас российское гражданство (ему 21 год), учил школьников 5-6 классов писать цифры китайскими иероглифами.
В этой школе китайский язык начали преподавать в качестве второго иностранного только в сентябре прошлого года. У детей отмечается высокое стремление к его изучению. Когда учитель на русском языке предлагает им написать цифры по-китайски, вверх поднимается лес рук, и школьники один за другим с удовольствием наносят черты иероглифов на доске. Когда же я заглянул в тетрадь преподавателя, то удивился тому, что там в качестве учебного материала присутствовали уже не только цифры, но и китайское написание числительных «сто», «тысяча» и «десять тысяч».
Раньше наиболее популярным иностранным языком для изучения в России был английский. За ним шли немецкий и французский. Однако в последнее время в России стремительно растет интерес к китайскому языку — языку страны, являющейся главным торговым партнером России. В 2019 году объем двусторонней торговли между странами составил 110,7 миллиарда долларов, увеличившись почти вдвое по сравнению с 2015 годом.
Между странами осуществляется быстрое политическое сближение. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в сентябре прошлого года, в настоящее время респонденты оценивают китайский язык как «второй по важности и полезности» после английского. В прошлом же году китайский язык был, как и в Японии, где иностранный язык сдают в школе и результаты учитываются при поступлении в ВУЗ, добавлен в список иностранных языков, которые выпускники российских школ смогут сдавать в рамках ЕГЭ по иностранному (планируется ввести с 2022 года — прим. ред.).
В упомянутой мной школе ранее в качестве второго иностранного языка ученики могли выбирать немецкий или французский. Но около пяти лет назад здесь факультативно начали преподавать и китайский. Количество заявок от родителей школьников сразу было очень большим.
В 2019-2020 учебном году китайский язык был здесь введен в официальную учебную программу. Для первого года обучения из 28 претендентов отобрали 15 учеников. Многие родители добивались цели определить своих детей в эту группу и настраивали их на учебу. Так, 11-летняя Силина Магадова на соответствующий вопрос с уверенностью ответила: «Я думаю, что, когда я стану взрослой, китайский язык поможет мне в бизнесе».
И все же изучение китайского языка в российских школах пока только набирает обороты. Директор школы № 1465 Артур Васильевич Луцишин говорит: «У нас еще не хватает учебных материалов, по которым детям было бы легко и приятно учить китайский. Трудно обеспечить наличие китайских преподавателей-носителей языка».