Уже не первую неделю государства Европейского союза находятся в центре пандемии. К эпидемиологической катастрофе таких масштабов никто не был готов, все только начинают учиться преодолевать этот вызов.
В то, что происходит, трудно поверить, это напоминает страшный сон. Однако, к большому сожалению, такая картина событий становится нашей новой реальностью.
Друг познается в беде
Здесь, в Брюсселе, мы ежедневно становимся свидетелями того, как огромная бюрократическая машина Евросоюза реагирует на новую реальность, ищет нестандартные ответы и действия, и, к тому же, делает это в условиях дистанционной работы. На минувшей неделе Европарламент провел первое онлайн-заседание, которое было необходимо для принятия критически важных решений для борьбы с Covid-19.
Евросоюз быстро учится. И единственное, что здесь остается неизменным — это понимание того, что вместе будет проще преодолевать эпидемию. В Брюсселе не видят других вариантов выхода из беспрецедентной глобальной угрозы, чем через совместные, солидарные действия.
Некоторым хотелось бы воспользоваться пандемией, чтобы разрушить не только единство Евросоюза, но и отложить в дальний угол вопросы стратегического сотрудничества ЕС со странами-партнерами.
Мы уже видим, как Россия пытается использовать ситуацию с Covid-19 в своих интересах. Слышим призывы к ослаблению международных санкций. В РФ не скрывают своего стремления к эрозии основополагающих принципов и ценностей.
Однако хочу разочаровать таких «деструктивных стратегов».
В диалоге Украины с Евросоюзом не существует никаких рисков, которые могли бы привести к изменению основополагающих принципов нашего стратегического сотрудничества.
Приведу несколько конкретных примеров в поддержку своего утверждения.
Первое: о российской оккупации Крыма в ЕС никто не забыл
Вызовы, созданные эпидемией, не помешали Евросоюзу осудить так называемую «шестую годовщину», а на самом деле шесть лет временной оккупации Крыма.
Шестнадцатого марта официальный представитель Европейского Союза Жозеп Боррель сделал заявление от имени ЕС о продолжающейся оккупации Автономной Республики Крым и города Севастополь.
Открою небольшой дипломатический секрет: это заявление должно было прозвучать из уст Борреля на Украине, во время первого дня его визита в наше государство. Впрочем, как известно, из-за вспышки эпидемии коронавируса этот визит в последний момент был перенесен. Но он обязательно состоится позже!
В этом заявлении Евросоюз засвидетельствовал преданность политике непризнания, в том числе через санкционное давление, осудил проведение так называемых «выборов» на оккупированном полуострове и строительство Керченского моста без согласия на то Украины.
Брюссель также напомнил государству-оккупанту о важности свободного и беспрепятственного доступа представителей международных организаций к Крыму и подверг критике изменение демографической структуры населения полуострова путем переселения людей с материковой территории России.
Это заявление вызвало настоящую истерию в МИД России и в российском информационном пространстве. Поэтому этот факт является дополнительным свидетельством весомости таких публичных сигналов из Брюсселя.
Второе: Брюссель помнит о российской военной агрессии на Донбассе
Ужасная ситуация с правами человека на временно оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей нашла свое отражение в заявлении Европейской службы внешней деятельности от двадцать седьмого марта.
В ней осуждаются грубые нарушения прав человека и продолжение позорной практики относительно безосновательных задержаний, пыток и жестокого обращения с задержанными, страдающих в результате продолжающейся агрессии на востоке Украины.
Евросоюз призвал к немедленному прекращению такой практики и ожидает безотлагательные и всеобъемлющие расследования каждого конкретного случая.
При этом в заявлении ответственный за все эти события четко обозначен: «ЕС ожидает, что Россия использует свое значительное влияние на вооруженные формирования для того, чтобы добиться устойчивого и мирного политического урегулирования конфликта на востоке Украины».
Стоит отметить: ослабление санкционной политики ЕС в отношении России сейчас выглядит как невыполнимая кремлевская концепция. Недавно Евросоюз продлил персональные санкции на следующий полугодовой период.
Продолжается работа над тем, чтобы в случае дальнейшего невыполнения Россией Минских договоренностей в полном объеме были продолжены и секторальные санкции.
Третье: ЕС поддерживает Украину в борьбе с коронавирусом
Тридцатого марта Евросоюз объявил о выделении Украине первого пакета помощи в размере восемьдесят миллионов евро.
Помощь планируется направить на поддержку системы здравоохранения и преодоления социально-экономических последствий, вызванных распространением Covid-19.
Кроме этого, Украина получает доступ к новой Инициативе ЕС по охране здоровья, что поможет подготовить украинских эпидемиологов и медицинский персонал, а также обеспечит проведение консультаций со специалистами Европейского центра профилактики и контроля над заболеваниями. ЕС готов помочь Министерству здравоохранения построить механизм управления кризисными ситуациями. Посредством международных финансовых учреждений ЕС готов оказывать поддержку малому и среднему бизнесу, обеспечивая его ликвидность.
Также Евросоюз подтвердил готовность выплатить второй транш макрофинансовой помощи Украине в размере пятьсот миллионов евро после заключения соглашения с МВФ.
Четвертое: «Восточное партнерство» становится более прагматичным
Пандемия не смогла отсрочить появление нового позиционного документа ЕС, который определяет направление сотрудничества со странами Восточного партнерства после 2020 года.
В ответ на наши настойчивые обращения ЕС поддержал идею углубления секторального сотрудничества, распространение преимуществ Единого цифрового рынка ЕС с предоставлением постепенного доступа к внутреннему рынку ЕС, присоединение стран ВП к Единой зоне платежей в евро, что позволит либерализовать для граждан и представителей бизнеса осуществление переводов и проплат в общей европейской валюте.
Продолжается работа по гармонизации тарифов на роуминг со странами ЕС.
Конечно, наши амбиции в рамках ВП пока удовлетворены не в полном объеме. Но мы и дальше будем работать над созданием дополнительного формата сотрудничества между ЕС и Украиной, Молдавией и Грузией — «Восточное партнерство плюс».
Поэтому, имеются все достаточные основания для вывода: пандемия COVID-19 не меняет основополагающих устоев стратегического сотрудничества Украины и Европейского союза.
В эти сверхсложные времена ЕС остается нашим надежным другом и партнером. Ведь для победы в борьбе с Covid-19 нам всем нужны единство и солидарность.