«305 человек [зараженных коронавирусом] по всей стране — это мизер!» — заявлял Александр Лукашенко в минувшую пятницу. Он также возмутился, что «шумиху подняли по поводу четверых умерших». Причем официальный лидер в последних выступлениях обрисовывал дело так, будто едва ли не сами умершие виноваты в собственной кончине: кто-то зря ходил по улице, кто-то много весил, да и вообще — возраст, что вы хотите… Но цифры угрожающе растут, и бросаться словами типа «мизер» главе «государства для народа» чем дальше, тем рискованнее.
Президент терпит пиаровское поражение
Сегодня президент не отметился никакими публичными заявлениями на тему вируса. Будет интересно проследить за эволюцией его риторики. Под влиянием медицинской статистики и общественного резонанса наверху, вероятно, идет некий процесс осмысления грозной реальности и возможной плачевной перспективы.
Даже если брать чисто пиаровский аспект, то продолжать бравировать, твердить о мировом психозе и раздавать сомнительные профилактические советы в духе «баня, водка, гармонь и лосось» означает все больше раздражать уже всерьез испугавшееся общество. Причем замечаниями, что у жертв Covid-19 были букет болезней, излишний вес, изрядный возраст, Лукашенко задевает свой ядерный электорат.
При том что режим авторитарный, некая обратная связь все же работает. Наверху наверняка изучают социологические данные, доклады спецслужб о настроениях, в конце концов, мониторят независимые СМИ и соцсети.
Социология — взять свежее исследование SATIO — показывает, что большинство населения выступает за более жесткие меры противодействия вирусу. Родственники умерших от COVID-19, задетые замалчиванием, полуправдой, сами выходят на прессу, афишируют истории жертв пандемии. А по социальным сетям прокатился сатирический флешмоб: белорусы стали писать якобы от имени президента уничижительные некрологи о самих себе. В духе: никчемный человечишка, не так жил, сам виноват, что склеил ласты.
Все это говорит о том, что официальный лидер, избравший задиристо-высокомерную тональность по отношению к пандемии и людям, терпит жестокое пиаровское поражение.
Бизнес тонет и кричит
А тем временем даже осторожный белорусский бизнес уже бьет в колокола. Глава Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, которого цитирует БелаПАН, во время онлайн-пресс-конференции 6 апреля сообщил, что у владельцев объектов общественного питания выручка за последнюю неделю сократилась на 70%.
«Минтруда и Минздрав бросили на произвол судьбы работников и нанимателей в сфере трудовых отношений», — заявила сопредседатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич.
По мнению представителей бизнес-союзов, правительству следует принять неотложные меры для поддержки предпринимателей, чтобы не допустить массового банкротства компаний.
Но высокое начальство явно медлит с оглашением антикризисной программы. Пока Лукашенко с его идеологией раскулачивания богатеньких буратин советует предпринимателям их собственную «кубышечку развязать», порыться в карманах и сейфах. И нет уверенности, что львиная доля поддержки не достанется неэффективному государственному сектору, про который можно сказать, что не в коня корм.
Еще сложнее себе представить, что белорусские власти решатся в кризис на прямую помощь людям. Например, выплачивать базовый доход всем, у кого нет источника дохода, как рекомендуют независимые экономисты. В головах чиновников, придумавших декрет «против тунеядцев», такой расточительный гуманизм явно не укладывается.
Лукашенко и его подчиненные не скрывают, что, взяв на вооружение в условиях пандемии принцип «торопись медленно», пекутся об интересах производства. Мол, как ты будешь доить коров на удаленке.
Но представление, что у белорусских властей лишь два варианта действий — «либо актуальный набор мер, либо широкий карантин с остановкой всего и вся — это ложная дилемма», заявил в комментарии для Naviny.by директор аналитического центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев.
По его словам, есть различные меры, которые наносят минимальный ущерб экономике и при этом позволяют сократить число межчеловеческих контактов и таким образом замедлить распространение эпидемии. «Это просто отказ от массовых мероприятий, своевременное закрытие учебных заведений, дополнительные миры социального дистанцирования людей», — пояснил аналитик.
На днях он опубликовал доклад «Коронавирусная эпидемия: сценарии последствий для Беларуси». В нем отмечается, что в отличие от большинства стран, избравших жесткие меры противодействия пандемии, Сингапур и Южная Корея, как и Беларусь, избрали стратегию быстрой изоляции заболевших, а также отслеживания контактов заболевших и наблюдения за ними.
Но при этом Сингапур и Южная Корея более эффективно диагностируют случаи коронавирусной инфекции и отслеживают контакты заболевших, применяют более эффективную систему изоляции, активно используют новейшие технологии и т.д. Наконец, там намного выше уровень доверия властям, чему способствует хорошее информирование общественности о развитии ситуации с Covid-19.
К слову, уже после выхода доклада Сингапур ужесточил меры борьбы с вирусом.
Стратегия подавления способна спасти много жизней
У нас же медлительность властей, недостаточность мер создают риски, что эпидемиологическая ситуация выйдет из-под контроля. «В связи с этим государственным органам следует безотлагательно рассмотреть вопрос о применении стратегии, которую реализуют европейские страны, а именно — введение более жестких мер социального дистанцирования хотя бы по примеру Швеции», — говорится в докладе директора EAST.
В документе также фигурируют выводы научного исследования Имперского колледжа Лондона, согласно которым при использовании набора относительно мягких мер противодействия распространению эпидемии (так называемая стратегия смягчения) число жертв коронавируса в Белоруссии может составить от 15 до 32 тысяч. Если же сравнительно рано (когда смертность будет на уровне 18 человек в неделю) задействовать стратегию подавления (социальное дистанцирование всего населения, закрытие учебных заведений и пр.), то прогнозируемое число смертельных исходов — около 1 тысячи 860.
«Те цифры, которые я привожу в своем докладе, это не мои личные прогнозы, это все прогнозные показатели из исследования международной группы ученых. Вывод этого исследования однозначен: чем раньше и чем более широкие меры противодействия эпидемии предпринимаются, тем больше человеческих жизней можно сохранить», — подчеркнул Елисеев в комментарии для Naviny.by.
Он отметил, что при Имперском колледже Лондона действует центр сотрудничества ВОЗ по моделированию инфекционных заболеваний, так что «это исследование сделано отчасти под эгидой ВОЗ».
Народу не до выборов?
Пандемия стала для белорусского руководства неожиданным вызовом и в связи с грядущими президентскими выборами. Лукашенко, вероятно, опасался, что проседание экономики из-за нефтяного конфликта с Россией усилит недовольство населения. И что Кремль станет мутить воду во время самой кампании: будет всячески дискредитировать «батьку» в СМИ, а то и попробует выдвинуть своего кандидата.
Теперь же с нефтью вроде как наладилось, а Кремлю не до Белоруссии из-за кучи внутренних проблем. Но пандемия резко меняет контекст предстоящей электоральной кампании как для Лукашенко, так и для его внутренних политических противников.
Оппозиционные праймериз и до того были не слишком интересны широкой массе, а сейчас и вовсе рискуют захлебнуться под валом проблем, накативших на страну. Оппозиционерам и так было бы крайне сложно собрать сто тысяч подписей, необходимых для выдвижения кандидата, ну а теперь, когда народу не до политики, — тем более. А если еще и карантин будет объявлен?
Covid-19 может сильно подмочить президентскую репутацию
С одной стороны, не собрала «пятая колонна» подписи — ну и черт с ней, властям только облегчение. С другой стороны, имитировать выборы в компании с парой откровенно картонных персонажей для Лукашенко как-то совсем уж несолидно.
Главное же — как будет развиваться ситуация с Covid-19. Если по мрачному варианту, то бессменный президент с его подходом в духе «весь мир свихнулся, одни мы умные» рискует сильно упасть в глазах электората. Да, под предлогом пандемии можно развязать руки силовикам, жестче пресекать в зародыше протесты, но это не укрепит авторитет Лукашенко ни в глазах белорусов, ни в глазах Запада. А ведь границы рано или поздно снова откроются и вообще понадобится западная помощь — и в противостоянии с Россией, и в ликвидации последствий кризиса.
А может, станет так худо, что наверху решат вообще перенести кампанию? «Власти пока не видят оснований для переноса президентских выборов в принципе, потому что хотят решать проблемы по мере их поступления. До сих пор ситуация с эпидемией воспринималась как нечто не очень опасное», — заявил в комментарии для Naviny.by политический обозреватель Павлюк Быковский.
По его словам, сейчас «понимание опасности, скорее всего, появляется». Вместе с тем «если вводить какие-то специальные режимы, карантины, то ущерб, который будет наноситься бизнесу, людям, нужно будет как-то оплачивать», отмечает аналитик.
«Эти обязательства государство брать на себя не спешит. В этой ситуации вопрос с президентскими выборами, скорее всего, будет решаться в самый последний момент. А сейчас, скорее всего, решают, стоит ли проводить парад», — считает Быковский.
Да, вопрос о параде 9 мая сейчас, если хотите, становится для белорусского руководства этаким тестом на политическую адекватность. Пока подготовка к мероприятию, которое может стать колоссальным рассадником заразы, продолжается.