Эксперты бьют тревогу, предупреждая, что смертей среди пожилых шведов может быть так много, что средняя продолжительность жизни в Швеции сильно упадет.
«В ближайшие недели мы увидим ужасные цифры. И многих из этих смертей можно было бы избежать», — говорит профессор и врач Ингве Густафсон (Yngve Gustafson).
В шведских домах престарелых умирают все чаще: 40% всех граждан старше 70, умерших к настоящему моменту от covid-19 в Стокгольме, жили именно там.
Департамент общественного здравоохранения недоумевает, а данных анализа, призванного прояснить, почему инфекция так быстро распространяется в домах престарелых, еще нет.
«Это займет некоторое время. Это сложный процесс, а люди, живущие там, поддерживают множество разнообразных контактов с окружающими», — говорит главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелль.
«Очень опечален»
В Стокгольме смертность особенно велика, учитывая, что заболевание обнаружено в 121 из 313 домов престарелых. Скончались уже 159 человек, согласно данным, полученным Aftonbladet от региональных властей.
Ингве Густафсон, профессор геронтологии Университета Умео, очень встревожен таким развитием событий.
«Я очень и очень опечален. Многие люди лишаются жизни. В то же время я совершенно не удивлен. В ближайшие недели мы увидим цифры еще намного, намного хуже», — говорит Ингве Густафсон, который изучает тему ухода за пожилыми людьми вот уже несколько десятилетий.
Он проводит параллели с испанкой, которая свирепствовала в 1918-1920 годах, и предполагает, что средняя продолжительность жизни в Швеции начнет уменьшаться, по мере того как в обществе будят распространяться эпидемия коронавируса.
«В 2020 году средняя продолжительность жизни в Швеции порядком упадет», — говорит он.
По данным Департамента общественного здоровья, в шведских домах престарелых инфекция распространяется гораздо активнее, чем в соседних странах, например, в Норвегии.
Много недостатков
По словам Ингве Густафсона, тому есть несколько причин.
В Норвегии дома престарелых часто находятся в зоне ответственности больниц, и помещения у них больше приспособлены для лечения больных.
«В наших домах престарелых очень ограничены возможности обеспечить социальное дистанцирование и изолировать заболевших», — говорит профессор.
«В Швеции, чтобы работать в сфере ухода за пожилыми людьми, никаких особенных знаний не требуется. Поэтому проблема в том, что у персонала зачастую вообще нет никакого образования, особенно у тех, кто работает на выезде», — говорит Ингве Густафсон.
Нехватка защитной экипировки
«Очень трудно правильно соблюдать гигиену, потому у нас не хватает защитной экипировки, а пожилых людей не отправляют в больницы», — говорит Ингве Густафсон.
Особенно критически профессор относится к своего рода сортировке, которой сейчас занимаются сотрудники служб здравоохранения. Они разделяют людей в соответствии с их шансами на выживание, и пожилые больные коронавирусом часто не получают больничного ухода. Вместо этого их лечат в домах престарелых или дома.
«Их оставляют на месте, а поскольку многие из них страдают деменцией, контролировать распространение инфекции в домах престарелых очень сложно. Заразившись коронавирусом, они впадают в сильную растерянность, бродят повсюду и передают заразу друг другу».
Умрут понапрасну
Он говорит, что среди пожилых людей будет много смертей, которых можно было бы избежать, если бы больным обеспечили простой больничный уход, который помог бы в несложных случаях.
«Например, тем, кто обезвожен из-за температуры, достаточно нескольких дней капельниц. Другим можно помочь небольшим количеством дополнительного кислорода. А сейчас есть риск, что люди будут умирать только потому, что остаются дома или в доме престарелых, где не могут получить адекватного лечения, хотя оно могло бы помочь им выжить», — говорит Ингве Густафсон.
Эпидемиолог Андерс Тегнелль тоже беспокоится о пожилых гражданах и отмечает, что они с самого начала эпидемии считаются группой риска.
«Самое важное, что мы можем сделать, — это замедлить распространение заразы в домах престарелых, ведь там болеют сильнее всего, причем таким пациентам требуется самое интенсивное лечение. И они, и их близкие будут очень страдать, если инфекция туда доберется», — говорит Андерс Тегнелль.
Тегнелль отрицает
Однако он не считает, что смертность от коронавируса скажется на средней продолжительности жизни в Швеции.
«Нет, я так не думаю. Во-первых, со всем уважением к тем, кто уже скончался, количество умерших пока не такое большое. Хотя все это очень печально, но пока мы не видим разницы в смертности за тот же период в прошлом году и сейчас. Никакой повышенной смертности пока нет. Чтобы сильно упала продолжительность жизни, почти всегда надо, чтобы умирала молодежь. А это не так, так что не знаю, на чем он основывается в своих выводах», — говорит Андерс Тегнелль.