Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финский журналист, проехав из Хабаровска во Владивосток на ночном поезде, который идет идет 11 часов 38 минут, не только обсудил с россиянами — своими попутчиками будущее железных дорог России. Он узнал, чем отличается купейный вагон от плацкартного, посидел в вагоне-ресторане и вообще не скучал.

Время 20:50. В пятом вагоне второго класса Юра ждет чай. Скоро в вагоне-ресторане будут заказывать водку и селедку. Позже полки винного цвета в вагоне третьего класса застелют постельным бельем.

Добро пожаловать в ночной поезд Хабаровск—Владивосток.

Моряк Юра — «кочевник». Ему нравится постоянно быть в дороге.

«Мне тяжело долгое время оставаться на одном месте. Через две недели становится скучно», — говорит он.

Сейчас он сидит в поезде, который отправляется с вокзала Хабаровска во Владивосток. Место Юры — пятый вагон, второе купе, верхняя полка справа. Позже полку можно будет застелить постельным бельем. Все места в купе заняты.

На улице уже, конечно, темно. Впереди 700 километров пути. Как указано в расписании, со всеми остановками путь продлится 11 часов 38 минут. Большая часть маршрута проходит вдоль границы с Китаем. Россия настолько большая страна, что простирается до самого Китая.

Для Российских Железных Дорог настало время больших перемен. Негибкая государственная монополия РЖД столкнулась с трудностями: авиаперелеты становятся все дешевле и популярнее.

К 2025 году в работе компании многое должно измениться. Была поставлена цель увеличить объем пассажиропотока до 1,4 миллиарда человек — это на 25% больше, чем сейчас. Будут введены в использование новые вагоны, маршрутов и рейсов станет больше, появится программа для постоянных клиентов.

Юра — опытный пассажир железных дорог. Его родственники работали в РЖД, поэтому он начал много путешествовать еще в детстве.

В 20:57, когда поезд трогается, он заказывает у проводницы чай.

«Стало гораздо лучше. В поездах стало спокойнее, раньше здесь пили и курили».

Правда, этот поезд «Океан» в целом лучше обычных поездов, говорит он.

«В некоторых поездах очень старые вагоны. В летнюю жару в них просто ужасно. Верхние полки так сильно дрожат, что на них страшно ехать».

ххх

Время 21:35. Вагон третьего класса, плацкарт.

Плацкарт — самый дешевый вариант для поездок и на более дальние расстояния. Плацкартные вагоны состоят из купе открытого типа. Днем полки, обтянутые винно-красной искусственной кожей, используют как сидячие места, вечером их застилают постельным бельем.

С одной стороны коридора — купе без дверей с четырьмя спальными местами. С другой — небольшой стол с сиденьями, сверху организовано еще одно спальное место.

70% пассажиров берут билеты именно в плацкарт. Поэтому новость РЖД о появлении новой модели плацкартных вагонов привлекла к себе осенью 2018 года очень много внимания.

Однако Борис Ющук, который сейчас едет во Владивосток по работе, совсем не рад таким переменам. Его рост — 190 сантиметров.

«Новые полки кажутся очень маленькими», — бурчит он.

В новых плацкартных вагонах по-прежнему будут открытые купе, цветовая гамма станет сдержаннее — в основном будут использоваться серые оттенки. На полках появятся деревянные ограничители и занавески.

«Мне в новом вагоне точно не хватит места. Будет очень неудобно», — считает Ющук.

Его приятель Тимур Руднук не согласен. Ему новый формат плацкарта нравится.

«Но идея с занавесками кажется сомнительной. Как они будут оставаться чистыми?» — удивляется он.

«Я могу ответить на этот вопрос,» — говорит начальник поезда Оксана Владимировна. Она узнала, что в плацкарт пришел финский журналист, и теперь проверяет обстановку в вагонах.

«Чистотой занавесок займется специальная группа», — рассказывает она.

Недоверчивый Ющук спрашивает, когда новые вагоны появятся на Дальнем Востоке. Этого Оксана Владимировна не знает.

«Страна большая».

Все думают, что новые вагоны появятся в первую очередь в Москве. Ющук этим доволен.

Правда, статус Москвы в работе РЖД немного ослаб. Раньше железные дороги работали только по московскому времени, но в августе 2018 года на вокзалах, в поездах, расписании, билетах и объявлениях начали использовать местное время. Например, раньше в расписании и билетах указывалось, что этот поезд отправляется из Хабаровска в 13:50 по московскому времени, хотя по местному времени он отправляется в 20:50.

Старую практику обосновывали логичностью и удобством при смене часовых поясов в поездках на большие расстояния. Но на Дальнем Востоке эта практика нередко вызывала проблемы: из-за разницы в часовых поясах можно легко запутаться в датах, на которые нужно брать билеты.

Оксана Владимировна гордится своим поездом. Этот плацкартный вагон поступил только в 2018 году, так что на новый тип плацкартного вагона он будет заменен нескоро. Она с удовольствием демонстрирует работу современных технологий. На большом дисплее сообщается температура: на улице 11,9 градуса мороза, а в вагоне — 23,6 градуса тепла.

Начальник поезда Оксана Владимировна — очень дружелюбная женщина. Однако ее можно отнести к тому типу русских женщин, которые при необходимости могут построить целую толпу одним взглядом. Проходя по коридору, она поправляет ковер и занавески.

«Сейчас должно быть тихо, люди хотят спать», — говорит она.

ххх

Время 22:30. Вагон-ресторан заполнен практически полностью, все столики заняты. Пассажиры общаются. В меню 27 страниц. Как принято в России, помимо цены блюда сообщается еще и вес.

Савелий Желиховский и Юлия Рыженкова заказали соленые орешки, чипсы, тарелку селедки «по-домашнему», тарелку нарезки, пиво, сок и водку.

«Мы едем на свадьбу во Владивосток», — рассказывает Желиховский.

В расцветке ресторана преобладают синий и винный цвета. Занавески завязаны узлом.

«Пиво стоит в пять раз дороже, чем в магазине», — говорит Алексей, сидящий за соседним столиком. Однако его это, похоже, не сильно волнует.

Он часто ездит этим поездом — в отпуск и на соревнования по плаванию.

«Из Владивостока в Бангкок лететь дешевле, чем из Хабаровска. Поэтому мы сначала едем поездом во Владивосток», — рассказывает Антонина, супруга Алексея.

Хабаровск и Владивосток — два крупнейших города Дальнего Востока. В них живут примерно по 600 тысяч человек, но Владивосток немного меньше Хабаровска.

 — центр Приморского края. Осенью 2018 года выборы губернатора Приморья обернулись грандиозным скандалом, местные жители активно выходили протестовать. Победителем должен был стать кандидат от правящей партии, но выборы были проведены с настолько явными нарушениями, что администрация согласилась организовать выборы еще раз.

Были выдвинуты новые кандидаты, проведение новых выборов назначили на декабрь, чтобы жители Приморского края немного успокоились. Администрация пыталась смягчить жителей Владивостока. Поднималась и тема отношений Владивостока и Хабаровска.

Хабаровск был тогда официальной столицей Дальневосточного федерального округа.

«Главный кандидат по пост губернатора Приморского края сказал, что столицу округа нужно перенести во Владивосток, — смеется Алексей. — Ох уж эти предвыборные обещания!»

Алексей зря смеялся. Спустя несколько дней, незадолго до выборов губернатора, президент Владимир Путин решил сделать Владивосток столицей Дальневосточного федерального округа.

ххх

Время 8:00. Второй класс, вагон пятый.

В окне начинает синеть Японское море.

Проводница пятого вагона Юлия Якушева стучит в дверь купе.

«Владивосток через 30 минут!»

В туалеты начинают выстраиваться маленькие очереди.

Юлия Якушева в хорошем настроении. Ее десятидневная смена подходит к концу.

«Я скучаю по семье», — говорит она.

Весь персонал поезда, «бригада», как говорит начальник поезда Оксана Владимировна, живет во Владивостоке. Смена длится десять дней, после нее идут десять дней выходных. Это ночной поезд. Днем в вагонах убираются и наводят порядок.

В каждом вагоне дежурит свой проводник. В этом поезде гораздо больше персонала, чем в финских ночных поездах.

«Когда мы приезжаем во Владивосток, муж и сын иногда приходят меня встречать. Мы гуляем по городу, и я возвращаюсь в поезд», — рассказывает Якушева.

РЖД — мощная компания. В начале 2018 года в компании работали 737 тысяч человек (с учетом специалистов, следящих за состоянием путей).

Еще в 2014 году в РЖД работало около 900 тысяч человек. В 2018 году компания заявила, что к 2025 году число сотрудников будет сокращено до 709 тысяч.

Якушеву эта новость не тревожит.

«Сейчас будет десять дней выходных. А потом и Новый год».