Армия означает силу, и вот Владимир Путин прибегает к помощи армии в борьбе против коронавируса.
В понедельник российский президент раскритиковал местные правительства в некоторых еще не так сильно затронутых эпидемией регионах страны за разгильдяйство: «У нас очень много проблем, нам здесь особо хвастаться нечем и ни к чему».
Региональные правительства должны подумать о том, что возможности министерства обороны РФ, если это потребуется, конечно, могут и должны быть задействованы, отметил глава Кремля. Но что это может быть за помощь, неясно.
Путин, который привык выступать в роли сильного главы государства, в борьбе с коронавирусом выглядит на удивление слабым. «Перестаньте ждать, что придет мифический Путин и спасет вас», — сказала недавно издатель независимого журнала The New Times Евгения Альбац в эфире московской радиостанции «Эхо Москвы», когда ее спросили о помощи в кризис.
Путин всегда предпочитал масштабные решения и действия на международной арене. А внутриполитическими и социальными проблемами должны заниматься правительство или представители 85 субъектов Российской Федерации.
И вот теперь слабый антикризисный менеджмент заметен и по данным опросов. Поддержка президента среди россиян, по данным Левада-центра, в марте продолжала падать. Тем временем сам Путин, который долгое время настаивал, что распространение вируса «под контролем», сказал, что Россия должна учитывать «самые сложные и экстраординарные сценарии».
В роли энергичного антикризисного менеджера в прошедшие дни выступал мэр Москвы Сергей Собянин. До этого в глазах москвичей он был хотя и эффективным, но скорее бледным управленцем-технократом.
Теперь Собянин принял решение ввести жесткие меры, вплоть до самоизоляции мегаполиса с по меньшей мере 12 миллионами жителей, который стал эпицентром распространения коронавируса в России. Большая часть магазинов закрыта, за исключением аптек и супермаркетов. С этой недели для похода к врачу или на работу необходим цифровой пропуск.
Пик еще не достигнут
Большая часть россиян до конца этого месяца не работают. Такое решение Владимир Путин принял для всей России. Работодатели должны продолжать платить заработную плату. Из каких средств они это будут делать, для многих предприятий загадка. Во вторник Путин признал, что введенные меры — «шок» для экономики.
В общей сложности в стране свыше 21 тысячи случаев заражения (по последним данным, 24 490 — прим. ред.). Умерли 170 человек (198 — прим. ред.). При этом эксперты исходят из намного более высокой цифры, потому что возможностей долгое время было мало.
Россия ожидает пика эпидемии через 10-14 дней, заявила на прошлой неделе глава Федерального медико-биологического агентства Вероника Скворцова. Количество инфицированных должно снизиться в начале-середине июня.
По словам Собянина, и в Москве «пик еще не пройден», столица все еще находится «у подножия пика коронавируса». Следующие недели станут для страны «решающими», подготавливал граждан Путин в понедельник.
Последствия кризиса могут быть жесткими. В ближайшие две-три недели в столице может возникнуть дефицит коек для пациентов с коронавирусом, предостерегало министерство здравоохранения во вторник. Москва уже строит собственную клинику для лечения больных коронавирусной инфекций.
Еще 24 больницы должны быть переоборудованы под прием пациентов с Covid-19. Общее число коек должно вырасти до 21 тысячи. В Москве на данный момент 13 002 заболевших. Уже сейчас поступают сообщения, что медицинский персонал работает на грани возможностей.
Экономика бьет тревогу
К этому добавляются тяжелые экономические последствия изоляции, а также нерабочего апреля. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин опасается роста числа безработных в два раза — до 8 миллионов. В феврале без работы были 3,4 миллиона россиян. «Мы еще не знаем, может быть, придется продлить карантин», — сказал Кудрин. Некоторые отрасли в определенных регионах «находятся в очень тяжелой ситуации».
Прежде всего в бедственном положении оказались малый и средний бизнес, они вынуждены массово увольнять сотрудников. Российская Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) выразила опасения, что только в Москве до 90% всех ресторанов и кафе не переживут карантин.
Крупнейшие российские экономические объединения требуют от правительства обширный пакет мер помощи работодателям, чтобы те могли продолжать выплачивать зарплаты. Многие предприятия отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.
Правительство хочет помочь предпринимателям снижением налогов, отсрочкой платежей и льготными кредитами. Насколько успешны эти меры, покажет время.
Группа либеральных экономистов под руководством главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Сергея Гуриева считает, что государство должно выделить до 136 миллиардов долларов на поддержку экономики.
Вирус может распространиться по стране
Коммунистическая партия РФ в Москве даже предостерегла от голода и масштабных протестов. Если в ближайшие месяцы не будут приняты меры поддержки, это может привести к массовому голоду, говорится в письме мэру Собянину.
Теперь важную роль должны сыграть военные. В прошедшие недели Россия отправила военных экспертов для оказания помощи в Италию и Сербию. «Военнослужащие министерства обороны работают, и работают достаточно эффективно за границей. У них накоплен значительный опыт работы в достаточно сложных условиях. Нужно этот опыт, безусловно, использовать», — отметил Путин.
Здесь еще надо обдумать некоторые моменты, предостерег авторитетный эксперт по России Марк Галеотти. Многие вопросы возможного сотрудничества остаются открытыми. В том числе основная проблема: армия привыкла к центральному руководству.
Централизация может стать проблемой
Российским губернаторам часто не хватает опыта в принятии политических решений. За 20 лет у власти Путин сильно централизовал страну, что сейчас может представлять проблему. Чаще всего губернаторы ждут указаний из Москвы.
Армия с тысячами врачей и огромными запасами медицинского оборудования, определенно, полезна в борьбе с вирусом, пишет британский эксперт Галеотти в газете The Moscow Times. Однако неясно, уполномочены ли вообще губернаторы давать указания военным.
Путин передает «большую часть своей легитимности как президента в руки своих губернаторов, не имея при этом возможности дать им необходимые инструменты».
Расчет главы Кремля, по мнению Галеотти, заключается в том, что при необходимости можно будет обвинить губернаторов в бездеятельности и переложить больше ответственности из Москвы на регионы.