Закрывая 1 февраля 4200 км своей сухопутной границы с Китаем, российские власти думали, что смогут защитить страну от угрозы с юга, где новый коронавирус бушевал на другом берегу Амура. Через два с половиной месяца настала очередь Пекина защитить себя от большого притока больных Covid-19, в основном приезжающих из России.
Во вторник, 14 апреля, Китай объявил о полном закрытии нескольких пунктов пропуска, которые оставались открытыми для исключительных случаев. Это решение было вызвано из-за постоянного прибытия на китайскую землю больных из России: 52 человека прилетели в субботу, 11 апреля, рейсом Москва-Шанхай; почти 150 вернулись в последние дни в приграничную провинцию Хэйлунцзян наземным транспортом после перелета на внутренних авиалиниях из России во Владивосток.
Речь идет о китайских гражданах, которые возвращаются после длительной работы в России. Иногда именно эти «русские» пациенты составляют большинство новых заразившихся, наблюдаемых на территории Китая.
Заниженная оценка
Свидетельствует ли информация с китайской границы о неконтролируемой ситуации в России? «Ситуация меняется каждый день, и не в лучшую сторону», — заявил Владимир Путин в понедельник 13 апреля в новом телевизионном обращении. Президент, который предупредил, что эпидемический пик еще не достигнут, принял решение, что большинство предприятий должны прекратить работу до 30 апреля.
Итоговые цифры по числу инфицированных остаются относительно небольшими: 21 102 подтвержденных случая и 170 смертельных случаев, но власти признают, что эти оценки могут быть занижены.
Многие эксперты ставят под сомнение надежность тестов, проводимых в России. Они могут быть недостоверными на 30%, по словам эксперта из Министерства здравоохранения.
Тем не менее, тенденция очевидна: во вторник, 14 апреля, было объявлено о 2774 новых больных. Отныне Россия занимает восьмое место в мире по росту случаев Covid-19 за последние сутки, сразу после Италии.
Около двух третей случаев зафиксированы в Москве, на которую выпала самая большая нагрузка. «Наши больницы и службы скорой помощи достигают своего предела», — сказала в пятницу 10 апреля заместитель мэра Анастасия Ракова. «Ситуация в Москве и Санкт-Петербурге, но особенно в Москве, довольно напряженная, так как число заболевших продолжает расти. Наплыв пациентов огромен», — заявил в субботу официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
«Есть еще больницы, которые не были задействованы, так что есть резерв», — утверждает Андрей М., врач одной из больниц Москвы, который тоже заболел. «Но в тех, которые используются, ситуация сложная. В моей больнице десятки медперсонала уволились в начале кризиса ввиду отсутствия средств защиты и из-за низкой заработной платы на фоне эпидемии». В среду, 8 апреля, в дополнение к нескольким мерам поддержки экономики, которые считают незначительными, Владимир Путин объявил о выплате премий врачам и медсестрам, работающим с больными.
Устаревшая инфраструктура
В результате этого ухудшения ситуации в российской столице, где проживает более 12 миллионов человек, были ужесточены меры по соблюдению самоизоляции, и введена система электронных пропусков для поездок за пределы района проживания.
В провинции жесткость мер варьируется в зависимости от региона, хотя большинство из них последовали примеру Москвы и приказали закрыть предприятия. Ситуация там особенно тщательно изучается из-за сильной обеспокоенности по поводу качества больниц. Речь идет не только об устаревшей инфраструктуре. Регионы значительно отстают от центра по числу врачей и наличия аппаратов ИВЛ.
Тем временем плохие новости не перестают поступать из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Крыма и Башкирии…
В некоторых регионах именно больницы являются основными очагами распространения эпидемии. В Республике Коми, небогатом северном регионе, были вынуждены закрыть на карантин шесть больниц, которые, собственно, не были предназначены для борьбы с Covid-19.
Распространение коронавируса также вызывает напряженность, ощутимую в социальных сетях. Во многих регионах тех, кто привез SARS-CoV-2, клеймят позором. «Богатых», тех, кто может позволить себе поехать в Москву или за границу, осуждают за их поведение, в основном, когда они игнорируют карантинные меры, рекомендованные в начале эпидемии для тех, кто возвращается из-за рубежа.
Согласно опросу, опубликованному в «Новой газете» во вторник 14 апреля, в Чечне 64 официально зарегистрированных случая (в основном паломники, возвращающиеся из Мекки) не соответствуют реальным цифрам. Заявления президента Рамзана Кадырова, сравнивающего зараженных с «террористами», вызвали ужас и побудили многих больных вирусом не заявлять о себе медикам. К тому же ряд чеченских больниц были закрыты на карантин.