Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ABC (Испания): воспоминания пилота испанской Голубой дивизии, воевавшего вместе с нацистами во Второй мировой войне

© AP PhotoБойцы «Голубой дивизии» у костра на Московском фронте 15 декабря 1941 года
Бойцы «Голубой дивизии» у костра на Московском фронте 15 декабря 1941 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В победе СССР над нацистской Германией был один момент, о котором советская пропаганда скромно умалчивала. На стороне Гитлера воевала не только промышленность покоренной Европы, но еще и единомышленники-националисты почти из всех стран нынешнего ЕС. Были среди них и испанцы — живое «спасибо» от диктатора Франко.

Испанию часто воспринимают как полигон для советских и немецких военно-воздушных сил тридцатых годов. И с этим сложно поспорить. Однако многие часто забывают, что и в Испании были талантливые летчики, отлично показывавшие себя в воздушных боях: начиная с легендарных пилотов-республиканцев Андреса Гарсии Ла Калье и Хесуса Гарсии Эргидо и заканчивая франкистами-националистами Гарсией Морато и Васкесом Сагастисабалем. Разница лишь в том, что впоследствии многие националисты воевали в составе Голубой эскадрильи («эскадрилья асуль»), сформированной из летчиков-добровольцев, сражавшихся на стороне третьего рейха во Второй мировой войне.

Одним из самых выдающихся пилотов этой эскадрильи был опытный Гонсало Эвия, который в промежуток между 1942 и 1943 годами сбил дюжину воздушных целей и был признан «асом из асов» среди испанских летчиков, воевавших на территории СССР. На закате жизни он рассказал о своих самых запоминающихся боях времен Второй мировой войны.

«Эскадрилья асуль»

О Голубой эскадрилье известно гораздо меньше, чем о ее сослуживцах из пехоты. Между тем, множество летчиков-добровольцев решили принять участие в составе Голубой дивизии в так называемом «крестовом походе против коммунизма» в ответ на помощь, оказанную Германией во время гражданской войны. Сначала летчики отправились в Германию, где в составе люфтваффе они прошли профессиональную подготовку, а потом, в июне 1941 года, отправились на холодные советские земли, сразу после нападения третьего рейха на СССР в ходе операции «Барбаросса».

Имя подразделениям дали сами волонтеры. Хотя немцы были уверены, что по аналогии с Польшей и Францией, которые они проходили за месяц от границы до столицы, наступление на СССР займет не больше нескольких месяцев, испанцы были более осторожны и решили отсылать добровольцев волнами.

Так и появились Голубые эскадрильи: пять формирований, которые поэтапно воевали с июня 1941 года по март 1944 года на восточном фронте вместе с люфтваффе. Обычно никто не упоминает, что в составе добровольцев были не только пилоты, но и наземный персонал: водители транспорта, механики и оружейники. Без них в условиях российских морозов военная техника бы попросту не работала.

Отличительной чертой эскадрильи была идеологизированность ее членов. «Еще до начала гражданской войны ВВС Испании были сильно политизированы. Коммунисты сыграли в этом важную роль. Когда война закончилась, все правящие должности в стране занимали члены Испанской Фаланги (политическое формирование испанских националистов, поддерживавшее диктатора Франко, союзника Гитлера — прим. ред.). Анхель Салас самостоятельно выбирал пилотов для Голубой эскадрильи. Важно было быть членом Фаланги, а лучше даже довоенной Фаланги», — объясняет историк, автор книги «Крылья Испания: испанские экспедиционные эскадрильи в России» Хосе Антонио Алькаиде в интервью журналу Tiempos Modernos.

1-я Голубая эскадрилья под командованием легенды испанской авиации Анхеля Саласа Ларрасабала прибыла на восточный фронт в июне 1941 года, она состояла из трех летных групп (штатное количество летчиков — 15) и ста человек обслуживающего персонала. Однако им не суждено было воевать на передовой, в качестве фронтовой авиации. С самого начала они воевали в составе 27-й немецкой истребительной эскадрильи, предназначенной для уничтожения наземных целей, осуществления конвойного сопровождения своих бомбардировщиков и уничтожения бомбардировщиков противника. Об этом писал и Карлос Кабальеро Хурадо в его капитальном историческом труде «Голубая дивизия. Полная история гитлеровских испанских добровольцев».

Хотя такое положение дел уменьшило, как минимум по началу, их шансы на победу над вражескими истребителями, что было необходимо для того, чтобы считаться «асами», все пять Голубых эскадрилий одержали много побед за Вторую мировую войну. Когда последнее, пятое, формирование в феврале 1944 года вернулось домой, на их счету было 164 победы за 6000 вылетов, при этом погибло всего 19 пилотов.

Воспоминания о России

Гонсало Эвия Альварес-Киньонес родился в Понтеведре 11 сентября 1916 года. Опытный летчик, прошедший гражданскую войну, он был определен в Голубые эскадрильи после вступления СССР во Вторую мировую войну. Как сообщает в своем досье на пилота, подготовленном для Королевской академии истории, ныне покойный полковник, а также ответственный за Мадридский исторический воздушный архив Эмилио Эррера Алонсо, Эвия прибыл на восточный фронт с третьей волной испанских эскадрилий 30 ноября 1942 года, чтобы прийти на смену второй волне в городе Орел, расположенном в 350 километрах к югу от Москвы.

Эвия и остальные добровольцы стали управлять самолетами ME-Bf109F, последней версией одного из лучших истребителей первой половины Второй мировой войны. Самолеты этой версии отличались своей маневренностью и другими характеристиками.

В одном из своих немногих интервью, опубликованном в третьем выпуске журнала «История Авиации» 1985 года, Эвия подтвердил, что начал учиться управлять этим самолетом после начала операции «Барбаросса»: «Для обучения нам предоставили „мессеры", который были в Реусе. […] Когда мы прибыли в Орел, первые полеты мы выполняли для разведки местности».

Вскоре ему посчастливилось управлять самым современным самолетом Фокке-Вульф FW-190. «Эти самолеты были более усовершенствованными. Это были подлинные шедевры истребительной авиации с мощным радиальным двигателем BMW, более быстрым, более мощным, позволявшим подниматься на большую высоту, чем доступная самолету Фокке-Вульф-109», — сообщает Филипп Каплан в книге «Асы Люфтваффе во Второй мировой войне». Эвия, который, помимо многих прочих языков, владел еще и немецким, был одним из испанских пилотов, отобранных для того, чтобы ознакомиться с этим устройством, а затем научить управлять им своих однополчан из Голубой эскадрильи. Это привело к тому, что его повысили до звания майора, да еще и в знаменитой эскадрилье Мельдерса, что в то время считалось великой честью.

Воздушные бои

Эвия, «ас из асов» Голубой эскадрильи, в общей сложности одержавший 12 побед в СССР, рассказал о нескольких своих боях (которые он называл «собачьи бои») в интервью журналу «История аэронавтики».

Больше всего его впечатлил своего рода испытательный полет, который он выполнил вместе с лейтенантом Руем Озоресом Очоа, чтобы показать, как ему следует обороняться от советского истребителя. «Перед нами был русский, отлившийся от своих, он был там один. Сначала я летел под ним, потом потихоньку начал подниматься, до тех пор, пока не был уже совсем близко, промахнуться было невозможно. И тут я нажимаю на курок и… ничего не происходит! Я забыл снять предохранитель». Враг сбежал.

Еще больше ему повезло в «собачьей схватке», в которой он участвовал в составе немецкой эскадрильи. В тот день, пояснил Эвия, он и трое других летчиков покинули орловский аэродром очень рано, чтобы нанести отвлекающий удар по соединению советских истребителей, дислоцированному в Курске. Его цель состояла в том, чтобы отвлечь внимание Советов. Между тем в нескольких километрах от испанца 25 пикирующих бомбардировщиков «Штука» могли начать атаку без сопротивления. Испанец, отвечавший за прикрытие своего командира, летчика Тандзера, вскоре обнаружил советский бомбардировщик конструкции Петляков (Пе-2). Истребители бросились в атаку. Начался воздушный бой.

«Фокке Вульф» Тандзера летал быстрее, чем Пе-2, и я не понял, почему Тандзер не замедлился, не сравнялся со скоростью противника, чтобы стрелять точнее. Когда он открыл огонь, я увидел, что трассирующие пули прошли мимо русского самолета, а тот лишь поднимался и явно брал над Тандзером верх. Увидев это […] я помчался за ним. […] Я открыл огонь, и почти сразу Пе-2 начал заваливаться направо и продолжал поворачивать все больше и больше, пока не вошел в штопор. Некоторое время я следил за ним глазами, пока не понял, что ему не спастись, и начал искать своих ребят. Их не было. Я остался один".

Проблемы начались потом. Не в состоянии найти остальных, Эвия столкнулся с двумя истребителями конструкции Яковлева ЯК-1, которые собирались его атаковать.

«Я не был напуган, не нервничал. Я понял, что они не поднимались на мою высоту. Эти двое стреляли одновременно, вслепую, поэтому я понял, что их выстрелы проходили намного ниже меня. […] Мы продолжаем подниматься, а боеприпасы у них кончаются. Потом они устали и повернули в сторону поля. При возможностях вернуться и занять выгодную позицию было вопросом времени. Я открыл огонь, когда убедился, что занял стратегически выгодное положение в отношении отставшего „яка". Мои заряды попадали прямиком в его фюзеляжи. […] Я не проследил за его падением, потому что загорелась красная лампочка, индикатор того, что топливо было на исходе и лучше вернуться назад. […] Возвращаясь на базу, я имел в своем активе два сбитых самолета — Пе-2 и ЯК-1».

8 июня 1943 года Эвия участвовал в одном из своих последних воздушных боев перед возвращением в Испанию. Воздушное сражение произошло, когда «очень крупное вражеское формирование» в сопровождении столь же большого конвоя отправилось бомбить немецкий аэродром. Подразделению нашего героя было приказано отразить эту атаку. Через несколько минут пилот Голубой эскадрильи оказался на высоте 7000 метров над уровнем моря, сражаясь с истребителем LaGG-3 под командованием опытного пилота. Бой оказался не из легких.

«Этот парень знал, что делал. Он не был одним из тех, с кем мы обычно сражались. Это была настоящая „собачья драка": […] Этот человек […] стрелял в любом положении. Несколько раз я видел, как он стрелял в меня, летя вверх тормашками. Чуть позже я подумал, что удача оказалась явно на его стороне. Однако, удача была за мной, потому что за исключением первых минут, когда я стрелял, […] я сохранил боеприпасы почти в целости. Сейчас твои заряды закончатся, подумал я, и они закончились. В этот момент он начал подниматься […]. Мне было трудно его догнать, но я был готов сделать это, даже если у меня кончится топливо».

Для Эвии минуты превратились в часы. Больше всего он боялся, что другой пилот спрячется в облаках. Если бы это случилось, ему бы удалось сбежать. За три секунды до того, как он влетел в облака, я начал атаку по нему: из четырех пушек и двух пулеметов. Я был уверен, что сбил его«, — добавляет пилот в вышеупомянутом интервью. Хотя Эвия не видел, как противник падал, вскоре радисты на базе подтвердили, что аппарат с похожими характеристиками упал в соседнем районе. Еще одна победа испанца.

Эта, а также еще 10 или 11 побед принесли ему два ордена «железного креста» 1-го и 2-го класса во Второй мировой войне.