У нас принято говорить, что во время войн и чрезвычайных ситуаций проявляется «благородный израильтянин», живущий среди нас. Этот тот человек, который поедет на границу с Сектором Газа, чтобы раздавать солдатам напитки, который доставит еду своим пожилым соседям, что не могут спуститься в магазин, который вносит большой вклад во все. Все израильтяне — братья.
Такие люди есть и сейчас. Паника, вызванная коронавирусом, заставила этих людей, оказывающих поддержку другим, помогающим слабым, выйти на улицы. Однако наряду с ними, в этот раз появились и «подлые израильтяне». Те, кто пользуется тревогой и шоковым состоянием, чтобы поправить свои дела за чужой счет. И им это удается, потому что в текущей ситуации наши законы, кажется, тоже «на карантине».
Все начинается с покупателя в продуктовом магазине, который берет восемь упаковок яиц, хотя одном покупателю можно брать только две. Я присутствовал при сцене, когда такой «подлый израильтянин» указал на трех маленьких детей и заявил, что каждый из них — покупатель, поэтому все в порядке. Старушку, которая стояла позади и просила одну пачку со словами, что «не сможет снова вернуться сюда, если яиц не будет», он остановил суровым жестом. «Это не моя проблема», — сказал он. Я стоял позади них и не смог сдержать отвращения. Зачем он так поступил? Просто потому, что мог.
Это проявляется и по отношению к наиболее ослабленной в текущей ситуации части израильского населения — ультрарелигиозным евреям. Там удар эпидемии оказался самым смертоносным. Отвратительные общественные нападки обрушиваются на любого религиозного еврея. Так, например, сантехник из Бней-Барака (город в Израиле, большую часть населения которого составляют религиозные евреи — прим. редакции ИноСМИ), закончивший свою работу на клиента в Тель-Авиве и попросивший оплату за нее, получил ответ, что до конца эпидемии им «не о чем говорить» и что сантехник «не посмеет приближаться к нему после всего, что «они» (религиозные евреи — прим. редакции ИноСМИ) сделали». Таким образом, этот якобы либеральный и человечный мужчина смог заработать себе отсрочку по платежу, который он обязан осуществить. Какая связь между сантехником, ждущим оплату своего труда, и коронавирусом? Связи нет. Тогда почему же? Просто потому, что мог.
Даже в обычных условиях выпускники юридического факультета Академического колледжа Оно из ультрарелигиозных кругов вынуждены играть роль связующего звена между своей общиной и остальным израильским обществом, а сейчас с самого начала распространения коронавируса они (и мы с ними) стали официальным адресом для обращения за первой юридической помощью.
Именно таким образом описанная нами выше жалоба дошла до нас, этим же путем пришли и десятки других подобных жалоб. Выяснилось, что есть клиенты, отказывающиеся платить уборщикам и сиделкам, а также другим работникам, приводящие в качестве оправдания самые разные причины. Одна клиентка рассердилась на религиозную нянечку, потому что та «поставила под угрозу здоровье ребенка». «В чем дело?», — спросил я ее, — «Она заслуживает зарплату за те дни, когда ухаживала за вашим ребенком!». «Она заслуживает тюрьмы, а не зарплаты», — сказала эта клиентка и бросила трубку, а ее муж, уже другим тоном, предложил мне еще раз позвонить в суд, хоть ему известно, что с судами сейчас невозможно связаться. Другой наниматель согласился, что полагается заплатить, но добавил, что сейчас у него нет денег и что «между прочим, у них (у ортодоксальных евреев) нет проблем. У них есть свои фонды поддержки, и им поможет государство».
И так происходит через раз. «Подлый израильтянин» расправляет плечи, бесстыдно жалит и обирает ортодоксальных евреев только потому, что пускать им кровь сегодня разрешено. Поэтому в следующий раз, когда кто-то станет рассказывать вам о «прекрасном израильтянине», проявляющем себя в чрезвычайной ситуации, отправьте его в Бней-Барак. Там ему расскажут другую правду.