Министры финансов Европейского Союза (ЕС) на своем заседании 9 апреля согласовали реализацию масштабного плана спасения экономики блока на общую сумму 540 миллиардов евро в ответ на новую коронавирусную эпидемию в странах ЕС.
Аналитики отмечают, что вышеописанный план спасения является самой новой мерой блока ЕС в борьбе с эпидемией. В настоящее время эпидемическая ситуация в Европе все еще очень серьезна. В условиях эпидемии, помимо необходимости справляться с давлением мер по профилактике и контролю болезни, ЕС также сталкивается с тремя серьезными испытаниями: как защитить европейскую интеграцию, как бороться с ростом популизма и как спасти собственную экономику.
Как сохранить европейскую интеграцию?
Когда в Европе вспыхнула эпидемия, страны ЕС испытали некоторую разобщенность и несогласованность действий в борьбе с коронавирусом, например, некоторые страны приостановили экспорт соответствующих средств защиты без координации с ЕС или другими государствами-членами. Просьба Италии о помощи не нашла отклика у ЕС и других стран-членов, и сам Европейский союз недостаточно эффективно сыграл свою роль в координации борьбы с эпидемией в разных странах Европы. Все это вызвало новые опасения по поводу перспектив европейской интеграции.
Цуй Хунцзянь, директор Европейского исследовательского института Китайской академии международных исследований, считает, что ранее ответ ЕС на эпидемию оказал негативное влияние на процесс европейской интеграции. На ранней стадии реакция ЕС была слишком медленной. Хотя усилия по предотвращению и масштабы координации увеличивались по мере распространения эпидемии, недостаток способности к руководству затруднял полноценную адаптацию стран к реагированию на кризис в виде «военного положения».
Он отметил, что более серьезная проблема Европейского союза — это его противоречивая структура: с одной стороны, — это высокоинтегрированная система, обусловленная свободным перемещением персонала и товаров в рамках ЕС, с другой, — это модель сотрудничества по типу конфедерации, в которой во внутренних делах и здравоохранении доминируют государства-члены, а ЕС играет только координационную функцию.
Дин Чунь, профессор факультета экономики Фуданьского университета, считает, что вспышка является одновременно и кризисом, и возможностью для европейской интеграции. Внутри ЕС сейчас возникают споры по поводу предоставления материальной помощи в кредит и строгой фискальной дисциплины, общих интересов блока и интересов отдельных стран, однако кризис в определенной степени ускорит интеграцию и передачу власти внутри ЕС, перезапустив и пробудив единый фонд здравоохранения ЕС. После окончания эпидемии страны-участницы смогут извлечь урок и усилить руководство и скоординированность на уровне ЕС, или же могут выбрать позволить авторитету и сплоченности внутри ЕС продолжать слабеть. В любом случае нынешняя эпидемия окажет влияние на европейскую интеграцию.
Как бороться с ростом популизма?
По мере распространения эпидемии многие европейские ультраправые партии и националисты пытались использовать эту эпидемию, чтобы поднять большой шум. Лидер французской ультраправой партии Марин Ле Пен потребовала от правительства Франции закрыть границу с Италией. Президент Франции Эммануэль Макрон выразил свое несогласие с «националистической самоизоляцией», заявив, что решение о закрытии границ должно решаться внутри Европы.
Дин Ифань, научный сотрудник Института мирового развития Исследовательского центра по вопросам развития при Госсовете КНР, считает, что во время эпидемии европейские националистические силы оживились и начали стимулировать популистские силы к действиям.
Он отметил, что в последние несколько лет популистские силы штурмуют Европу: будь то в Германии, Франции или Испании, продвигающие популизм политические партии показывают неожиданно хорошие результаты на выборах. Популистское течение на европейском континенте не только спровоцировало политические перестановки, обострило политическую поляризацию и социальный раскол, но также втянуло Европу в период неустойчивых преобразований, затрудняя интеграцию.
Цуй Хунцзянь также полагает, что эпидемия спровоцировала в европейском обществе формирование таких популистских идей, как ксенофобия и расовая дискриминация, что может подтолкнуть популистские силы к дальнейшему росту и таким образом повлиять на будущее политическое направление европейских стран.
Как спасти экономику блока?
В целях профилактики и борьбы с развитием эпидемии разные страны были вынуждены придерживаться таких мер, как «закрытие городов», «закрытие движения на улицах» и «закрытие предприятий», что привело к банкротству большого числа малых и средних предприятий по всей Европе, а также резкому увеличению числа людей, обращающихся за пособиями по безработице. Брюно Ле Мэр, министр экономики и финансов Франции, заявил, что удар, нанесенный экономике эпидемией коронавируса, сопоставим с Великой депрессией 1929 года.
Европейский Союз уже принял различные меры для спасения экономики. По словам Марио Сентено, председателя Еврогруппы, комплексный план, принятый 9 апреля, включает три аспекта: обеспечение защиты работников, оказание помощи предприятиям, особенно малого и среднего бизнеса, и предоставление финансовой поддержки странам еврозоны. Кроме того, Франция и Италия уже ввели ряд мер по уменьшению безработицы, в то время как Германия и Испания выделили сотни миллиардов евро в рамках плана спасения экономики «беспрецедентной» силы.
Тем не менее ЕС также выявил недостаток ресурсов для экономического регулирования и контроля, проявились и разногласия между государствами-членами. Такие страны, как Франция, Испания и Италия, предложили выпуск «новых облигаций для борьбы с коронавирусом», чтобы привлечь средства на финансовых рынках, но другие страны-участницы, такие как Германия, Австрия и Нидерланды, выступают решительно против, опасаясь, что они будут «оплачивать счета» неустойчивых в финансовом плане стран.
Цуй Хунцзянь считает, что в прошлом году европейская экономика уже демонстрировала признаки усталости. Под влиянием эпидемии экономическая деятельность была вынуждена сократиться или приостановиться вовсе. Кроме того, сейчас страны обязаны вкладывать огромные средства в предотвращение эпидемии, что создаст серьезные проблемы для восстановления экономики и финансовой стабильности после эпидемии в будущем. В частности, необходимо будет обратить пристальное внимание на то, смогут ли некоторые страны с большой долговой нагрузкой, такие как Италия и Испания, стабилизировать финансовое положение и не стать очагом нового долгового кризиса.
Дин Чунь полагает, что, если говорить об экономике ЕС, которая слаба к восстановлению, экономический спад в этом году — событие, которое произойдет с большой вероятностью. Чтобы справиться с этой ситуацией, необходимо решить три проблемы: первая — как помочь предприятиям выжить и избежать масштабного банкротства и волны безработицы; вторая — каким образом странам ЕС преодолеть разногласия в интересах и идеологиях и работать сообща для накопления ресурсов; третья — как после эпидемии снизить образовавшееся высокое долговое давление.