В Финляндии с удивлением следят за шведскими методами борьбы с коронавирусом. Но стоит взглянуть и на восток. Похоже, пройдет еще много времени, прежде чем пассажиропоток в Россию возобновится.
Действия России кажутся непоследовательными. Однако страна сталкивается с такими вызовами, которых у маленькой Финляндии просто не может быть.
Хорошо, что Россия и Финляндия закрыли общую границу одновременно. Россия соблюдает предписания настолько строго, что даже не разрешает людям с двойным гражданством России и Финляндии вернуться на вторую родину.
На границе с Россией тихо. И все же за ситуацией в России стоит следить.
Путаница в начале
В российской официальной статистике зараженных коронавирусом все еще сообщается о довольно небольшом числе заболевших в России по отношению к количеству населения. Однако эти цифры быстро растут, и пик эпидемии прогнозируют на июнь-июль, то есть через месяц после прогнозируемого пика в Финляндии. Но в России ситуация может стать намного более мрачной.
Сначала президент Владимир Путин избегал разговоров о коронавирусе. Россия, конечно, демонстративно отправляла помощь в борющуюся с эпидемией Италию, но у себя подготовку к борьбе с вирусом практически не проводила. Позже Путин ушел на самоизоляцию после того, как по ошибке пожал руку врачу, лечившему пациентов с коронавирусом.
К настоящим действиям перешли необычным образом: Путин сообщил о введении всеобщей отпускной неделе, которую потом продлили. Недавняя отмена парада в честь 75-летия победы означала, что ситуация стала действительно серьезной.
Эпицентр вируса — Москва, где на прошлой неделе начали требовать разрешения на перемещение на собственном автомобиле и общественном транспорте. Теперь «пропуск» можно получить с помощью телефона. Только вот плохо, что у станций метро из-за проверок выстроились большие очереди, которые только способствуют распространению вируса.
Те же проблемы, что и в США
Москва может стать российским Нью-Йорком, где сейчас бушует эпидемия. Основная проблема России та же, что и в Америке.
В большой по площади стране есть много крупных городов. Когда эпидемию удается усмирить в одном городе, вирус перемещается в следующий город и позже может оттуда возвратиться. Это означает, что страна может увязнуть в режиме чрезвычайной ситуации на долгие годы.
Именно поэтому Китай старался оградить распространение эпидемии в одном городе и провинции. Несмотря на всю недемократичность, в России такие безжалостные методы контроля не используют.
Россию и Америку объединяет нехватка больниц в отдаленных городах. В Америке возможность получить услуги здравоохранения часто зависит от наличия у пациента денег. В России услуги оказываются всем, но их уровень различается. Это вызвало беспокойство и в российской Карелии. Мурманск — возможный очаг эпидемии.
Еще одна тема для беспокойства Финляндии
Кроме эпидемии коронавируса на ситуации в России сказывается и падение стоимости нефти. Этот показатель ударил по государственной сфере, предприятиям и людям. Правда, ситуация может быстро измениться, когда возобновится туризм и восстановится работа промышленности. Но пока неизвестно, когда этот момент настанет.
Сейчас для Финляндии значение торговых отношений с Россией не так высоко, как в советское время. Но, поскольку Запад сейчас тоже тонет в проблемах, торговля с Россией сейчас очень пригодилась бы.
Кризис в России — плохая новость, особенно для Восточной Финляндии, для которой очень важен доход от туризма и шопинга. Проблем с российскими туристами в этом приграничном регионе не было со времен распада Советского Союза.
Поскольку количество авиаперелетов может значительно сократиться и оставаться низким многие годы, туристы из России могли бы стать спасением для финских туристических центров.
Но пока их появления ждать не приходится.